Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Межпредметность в школьном образовании: исторический аспект и стратегии реализации в настоящем

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-3-319-336

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается проблема межпредметности в отечественном школьном образовании - его исторический аспект и актуальность в настоящем. Отмечается усиление тенденций к интеграции учебных предметов в современном образовании в связи с необходимостью решения задач государственной образовательной политики. Это касается, во-первых, требования достижения обучающимися метапредметных результатов образовательной программы; во-вторых, изменения стратегии обучения «готовыми знаниями» на компетентностную модель обучения; в-третьих, снижения уровня «предметоцентризма» в школьных образовательных программах. Рассматриваются понятия «межпредметность», «надпредметность», «метапредметность». Как педагогическая проблема авторами данной статьи рассматривается вопрос о низком уровне владения обучающимися универсальными учебными действиями (обобщать, сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы и т. п.), что показывают международные исследования. С другой стороны, фиксируется низкая готовность большей части учителей работать в межпредметном поле образовательного процесса по причине недостатка эффективного дидактического инструментария и соответствующих времени программных материалов. В качестве вариантов решения указанных проблем авторы статьи предлагают несколько стратегий реализации межпредметного подхода. Новизна идеи заключается в том, что стратегии разработаны в контексте компетентностного подхода.

Об авторах

А. П. Суходимцева
Институт стратегии развития образования Российской академии образования
Россия


М. Г. Сергеева
Российский университет дружбы народов
Россия


Н. Л. Соколова
Российский университет дружбы народов
Россия


Список литературы

1. Бахтина О. И. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении истории / О. И. Бахтина, Н. И. Воржейкина, Н. И. Запорожец и др. ; под ред. А. Г Колоскова ; АПН СССР, НИИ содержания и методов обучения. - Москва : Просвещение, 1990. - 112 с.

2. Биннатова Ш. Б. Роль и значение межпредметных связей при обучении математике в начальных классах / Ш. Б. Биннатова // ҚазҰУ хабаршысы. «Педагогикалық ғылымдар» сериясы. - 2012. - № 1 (35). - С. 124-126.

3. Гевуркова Е. А. Метапредметные умения старшеклассников : способы развития / Е. А. Гевуркова // Инновационные научные исследования : теория, методология, практика : сборник статей X Международной научно-практической конференции 10 сентября 2017 г., г. Пенза. - Пенза : Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2017. - С. 249-253.

4. Жарковская Т. Г. Формирование метапредметных умений на примере дисциплин социально-гуманитарного цикла / Т. Г. Жарковская, О. А. Французова // Педагогика. - 2017. - Т. 1. - № 8. - С. 49-53.

5. Женина Л. В. Межпредметность, надпредметность, метапредметность как проявление интегративных процессов в образовании / Л. В. Женина // Пермский педагогический журнал. - 2011. - № 2. - С. 10-12.

6. Зверев И. Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. - Москва : Педагогика, 1981. - 160 с.

7. Коростелева А. А. Формирование образовательного пространства средствами метапредметных и межпредментных понятий в дисциплинах социально-гуманитарного цикла // А. А. Коростелева, Е. А. Крючкова, О. А. Французова // Стандарты и мониторинги образования. - 2017. - Т. 5. - № 4. - С. 17-23

8. Лазебникова А. Ю. Государственная итоговая аттестация по обществознанию : первые результаты / А. Ю. Лазебникова // Оценка качества образования. - 2008. - № 2. - С. 30-40.

9. Лазебникова А. Ю. Обновление содержания образования в советской школе : актуален ли сегодня опыт 20-х годов / А. Ю. Лазебникова, О. А. Французова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2017. - № 8. - С. 36-41.

10. Лазебникова А. Ю. Современное социально-гуманитарное образование / А. Ю. Лазебникова, Л. Н. Алексашкина // Образование в России. Федеральный справочник (информационно-аналитическое издание). - 2017. - Москва. - С. 97-101.

11. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В. Н. Максимова. - Москва : Просвещение, 1988. - 192 с.

12. Методика обучения обществознанию : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. - Москва : Издательство Юрайт, 2016. - 474 с.

13. Новиков А. М. Методология : Словарь системы основных понятий / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - Москва : ЛИБРОКОМ, 2013. - 208 с.

14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413. - Режим доступа : http://минобрнауки.рф/документы/2365/файл/736/12.05.17-Приказ_413.pdf.

15. Румянцева Д. И. Межпредметные связи при изучении истории / Д. И. Румянцева. - Киев : Радяньска школа, 1984. - 151 с.

16. Синяков А. П. Дидактические подходы к определению понятия «межпредметные связи» [Электронный ресурс] / А. П. Синяков. - Режим доступа : didakticheskie-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-mezhpredmetnye-svyazi.

17. Сборник метапредметных заданий : история, обществознание, география : 5-9 кл. ФГОС / Э. М. Амбарцумова [и др.] / сост. и ред. А. Ю. Лазебникова, И. Ю. Синельников. - Москва : Экзамен. ФГБНУ ИСРО РАО, 2018. - 191 с.

18. Федорова В. Н. Системный аспект межпредметных связей естественнонаучных дисциплин средней школы / В. Н. Федорова // Межпредметные связи преподавания основ наук в школе : сб. науч. тр. - Москва : Изд.-во АПН РСФСР, 1973. - Ч. 2. - 95 с.

19. Фрадкин В. Е. Проблемы школьного естественнонаучного образования / В. Е. Фрадкин // [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://newtonew.com/school/problems-school-science-education.

20. Французова О. А. Метапредметные результаты и межпредметность в условиях ЕГЭ по обществознанию / О. А. Французова // Актуальные вопросы гуманитарных наук : теория, методика, практика : сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции 21-23 апреля 2016 г., Москва ; под ред. А. А. Сорокина. - Москва : Книгодел, 2016. - С. 174-184.


Для цитирования:


Суходимцева А.П., Сергеева М.Г., Соколова Н.Л. Межпредметность в школьном образовании: исторический аспект и стратегии реализации в настоящем. Научный диалог. 2018;(3):319-336. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-3-319-336

For citation:


Sukhodimtseva A.P., Sergeyeva M.G., Sokolova N.L. Interdisciplinarity in school education: historical aspect and implementation strategies in the present. Nauchnyi dialog. 2018;(3):319-336. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-3-319-336

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)