Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

К вопросу о выстраивании профессиональной карьеры вузовского преподавателя в Российской Федерации

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-3-304-318

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается проблема выстраивания профессиональной карьеры преподавателя вуза в современной России. Актуальность исследования обусловлена тем, что данная проблематика активно разрабатывается сторонниками личностно-деятельностной теории, которая в настоящее время является основой проектирования учебно-воспитательного процесса в содержательном и методологическом аспектах. Базовое понятие «образование для карьеры» истолковывается авторами как внеситуативный по отношению к полученной специальности объем знаний, прикладных умений, сценариев когнитивной деятельности, нацеленных на достижение высоких результатов в профессии (признания социумом, хорошо оплачиваемых и социально значимых должностей) и получение положительных эмоций от собственного труда. При изучении системы поддержки карьерного роста авторы опираются на концепцию российского профессионального образования, предложенную А. М. Новиковым. Учитываются четыре главных принципа: придание образованию гуманистического характера, его демократизация, а также акцент на непрерывности и опережении. Новизна исследования и его теоретико-практическая значимость заключаются в выделении трех условий карьерного роста преподавателя вуза: интеграции педагогического труда в систему жизненных смыслов и ценностную иерархию личности в качестве их важнейшего компонента; постоянного творческого поиска, обусловленного критическим отношением к своему профессиональному уровню; готовности педагога к осуществлению деятельности инновационного характера.

Об авторах

А. С. Соколова
Московский государственный лингвистический университет
Россия


М. Г. Сергеева
Российский университет дружбы народов
Россия


И. С. Самохин
Российский университет дружбы народов
Россия


Список литературы

1. Бахтигулова Л. Б. Методика профессионального обучения : пути и перспективы развития / Л. Б. Бахтигулова // Перспективы развития науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Москва : АР-Консалт, 2014. - С. 107-108.

2. Бахтигулова Л. Б. Инновационные подходы к организации практикоориентированного обучения в системе высшего образования / Л. Б. Бахтигулова, П. Ф. Калашников // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве : материалы научно-практической конференции, Пенза, 28 февраля 2017 г. - Пенза : Наука и Просвещение, 2017. - С. 152-157.

3. Коржуев А. В. Современная теория обучения : общенаучная интерпретация : учебное пособие для вузов и системы последипломного профессионального образования преподавателей / А. В. Коржуев, В. А. Попков. - Москва : Академический проект, 2009. - 192 с.

4. Ладанов И. Д. Психология управления рыночными структурами : Преобразующее лидерство / И. Д. Ладанов. - Москва : Перспектива, 1997. - 288 с.

5. Ломакина Т. Ю. Социально-педагогические основы развития образовательных траекторий личности в системе непрерывного образования : коллективная монография / Т. Ю. Ломакина, М. А. Таппасханова, М. Г. Сергеева. - Москва : Издательский Центр ИЭТ, 2013. - 260 с.

6. Никитина Е. Е. А. М. Новиков и проблемы развития российского профессионального образования (историко-педагогический контекст) / Е. Е. Никитина // Методология профессионального образования : сборник материалов международной научно-практической конференции. - Москва : Институт стратегии развития образования РАО, 2016. - С. 121-125.

7. Пряжникова Е. Ю. Психологические аспекты профессионального самосознания профконсультантов : монография / Е. Ю. Пряжникова, М. Г. Сергеева. - Курск : Региональный финансово-экономический институт, 2015. - 242 с.

8. Соколова А. С. Карьера преподавателя вуза : как добиться успеха? / А. С. Соколова. - Москва : ЛЕНАНД, 2013. - 160 с.

9. Суходимцева А. П. К проблеме конкурентоспособности педагогов на российском рынке труда / А. П. Суходимцева // Профессиональное образование и рынок труда. - 2015. - № 5 / 6. - С. 24-26.

10. Цибизова Т. Ю. Система управления непрерывным образовательным процессом / Т. Ю. Цибизова // Вестник Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Серия «Приборостроение». - 2012. - № 5. - С. 203-209.

11. Цибизова Т. Ю. Некоторые аспекты реструктуризации системы управления современными учебно-научными центрами / Т. Ю. Цибизова, К. А. Неусыпин // Автоматизация и современные технологии. - 2012. - № 1. - С. 30-34.

12. Gysbers N. C. Improving guidance programs / N. C. Gysbers, E. J. Moore. - Englewood Cliffs, N. J. : Prentice - Hall, 1981. - 212 p.

13. Hall D. T. The new career contact developing the whole person at midlife and beyond / D. T. Hall, P. H. Mаrvis // Journal of Vocational Behavior. - 1995. - Vol. 35. - Pр. 45-67.

14. Hansen L. S. New goals and strategies for vocational guidance and counseling / L. S. Hansen // International Journal for the Advancement of Counseling. - 1981. - № 4 (1). - Pр. 21-34.

15. Marland S. P. Career education. A proposal for reform / S. P. Marland. - New York : Mc Graw-Hill, 1974. - 334 p.

16. McDaniels C. Counseling for career development : theories, resources, and practice / C. McDaniels. - San Francisco : Jossey-Bass Publishers, 1992. - 463 p.

17. Super D. E. A life-span, life-space approach to career development / D. E. Super // Brown D., Brooks L. Career choice and development : applying contemporary theories to practice / D. Brown, L. Brooks. - San Francisco : Jossey - Bass, 1990. - Pр. 197-261.


Для цитирования:


Соколова А.С., Сергеева М.Г., Самохин И.С. К вопросу о выстраивании профессиональной карьеры вузовского преподавателя в Российской Федерации. Научный диалог. 2018;(3):304-318. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-3-304-318

For citation:


Sokolova A.S., Sergeyeva M.G., Samokhin I.S. Building Professional Career of University Teacher in Russia. Nauchnyi dialog. 2018;(3):304-318. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-3-304-318

Просмотров: 18


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)