Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Профориентация: гармонизация точек зрения

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-3-289-303

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается проблема гармонизации разных взглядов на профориентационную работу, обусловленных разнообразием представлений о жизненном и карьерном успехе, а также - о путях к успеху. Авторы условно назвали явление множественности трактовок содержания данного понятия «профориентационным плюрализмом». Рассматриваются позиции самоопределяющейся личности, психологов-профконсультантов, методологов, ученых-профориентологов, работодателей. Охарактеризованы различия в понимании сущности профориентации всеми названными субъектами взаимодействия. Подчеркивается несовпадение их ожиданий по отношению к профконсультантам. Утверждается, что управленцы предприятий и организаций ведут разную кадровую политику в зависимости от осознания ими значимости человеческого потенциала. Профориентация интерпретируется в контексте культурно-исторического развития общества. Авторы выявляют точки несовпадения разных позиций в понимании профориентации и предлагают обобщенные варианты (пути) гармонизации мнений. Первую группу составляют варианты «внешней» гармонизации, то есть способы согласования мнений между субъектами, так или иначе участвующими в профориентационной работе. Вторую группу образуют варианты «внутренней» гармонизации - между людьми, представляющими одну социальную или профессиональную группу, заинтересованную в решении вопросов профориентации.

Об авторах

Н. С. Пряжников
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Финансовый университет при Правительстве РФ
Россия


Л. С. Румянцева
Центр тестирования и профконсультирования «Гуманитарные технологии»
Россия


Н. Л. Соколова
Российский университет дружбы народов
Россия


Л. Б. Бахтигулова
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана
Россия


Список литературы

1. Апостолов О. П. Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, перспективы) / О. П. Апостолов. - Москва : ИП Татаринов Михаил Васильевич, 2011. - 184 с.

2. Балацкий Е. В. Истощение академической ренты. Социологическая публицистика / Е. В. Балацкий // Мир России. - 2014. - № 4. - С. 150-174.

3. Балацкий Е. В. Управленческие парадоксы реформ в университетском секторе / Е. В. Балацкий // Журнал Новой экономической ассоциации. - 2015. - № 2 (26). - с. 124-149.

4. Беденко Н. Н. Управление услугами высшего экономического образования : монография / Н. Н Беденко, М. Г. Сергеева. - Курск : РФЭИ, 2014. - 400 с.

5. Берг В. Карьера - суперигра / В. Берг. - Москва : АО «Интерэксперт», 1998. - 272 с.

6. Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А Климов. - Москва : Просвещение, 1990. - 159 с.

7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. - 512 с.

8. Коржуев А. В. Схемы понимания, объяснения и предсказания педагогической реальности : монография / А. В Коржуев, М. Г. Сергеева. - Курск : Региональный финансово-экономический институт, 2015. - 190 с.

9. Ломакина Т. Ю. Научные основы развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования : монография / Т. Ю Ломакина, М. Г Сергеева. - Москва, 2015. - 344 с.

10. Ломакина Т. Ю. Структурные изменения в системе профессионального образования : монография / Т. Ю Ломакина, А. В Коржуев, М. Г. Сергеева. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2014. - 168 с.

11. Миллс Р. Властвующая элита / Р. Миллс. - Москва : Изд-во Иностранная литература, 1959. - 543 с.

12. Михайлов И. В. О профориентационной работе во Франции / И. В Михайлов // Вопросы психологии. - 1977. - № 5. - С. 158-163.

13. Моргунов Е. Б. Управление персоналом / Е. Б Моргунов. - Москва : Юрайт, 2011. - 561 с.

14. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московичи. - Москва : Изд-во “Центр психологи и психотерапии”, 1996. - 478 с.

15. Павлова О. И. Содержание и организация профессиональной ориентации учащихся общей средней школы Франции : автореферат диссертации … кандидата педагогических наук : 22.00.04 / О. И. Павлова. - Москва, 2007. - 21 с.

16. Попков В. А. «Российское образование - 2020» : «дорожная карта» в никуда / В. А Попков, В. Д Жирнов. - Москва : Изд-во МГУ, 2009. - 32 с.

17. Пряжников Н. С. S ¹ $, или Личность в эпоху продажности : учебно-методическое пособие / Н. С Пряжников. - Москва : Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж : НПО “МОДЭК”, 2000. - 224 с.

18. Пряжников Н. С. Профориентология / Н. С. Пряжников. - Москва : Юрайт, 2016. - 405 с.

19. Пряжников Н. С. Психология маленького человека / Н. С. Пряжников. - Москва : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2012. - 184 с.

20. Пряжников Н. С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами / Н. С. Пряжников. - Москва : «Академия», 2014. - 288 с.

21. Пряжников Н. С., Сергеев И. С. Досуговое самоопределение в системе профориентационной работы / Н. С. Пряжников // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - Режим доступа : http://www.science-education.ru/127-20959.

22. Психология труда, инженерная психология и эргономика : учебник для академического бакалавриата / под ред. Е. А. Климова, О. Г. Носковой, Г. Н. Солнцевой. - Москва : Юрайт, 2015. - 618 с.

23. Сергеева М. Г. «Человеческий капитал» как ключевая категория анализа взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг / М. Г Сергеева, В. П. Косырев // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина» : Теория и методика профессионального образования. - Москва. - 2007. - № 4 (24). - С. 18-21.

24. Сергеева М. Г. Модель формирования педагогического мастерства преподавателя при подготовке практикоориентированных специалистов / М. Г Сергеева, Т. Ю. Ломакина // Профессиональное образование. Столица. Научные исследования в образовании. - 2008. - № 5. - С. 39-40.

25. Толочек В. А. Психология труда / В. А. Толочек. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 480 с.

26. Укке Ю. В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников / Ю. В. Укке // Вопросы психологии. - 1990. - № 5. - С. 150-157.

27. Фромм Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. - Москва : Прогресс, 1990. - 336 с.

28. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. Методическое пособие для учителей 1-11 классов / С. Н Чистякова, Н. Ф. Родичев. - Москва : Академия, 2014. - 256 с.


Для цитирования:


Пряжников Н.С., Румянцева Л.С., Соколова Н.Л., Бахтигулова Л.Б. Профориентация: гармонизация точек зрения. Научный диалог. 2018;(3):289-303. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-3-289-303

For citation:


Pryazhnikov N.S., Rumyantseva L.S., Sokolova N.L., Bakhtigulova L.B. Vocational Guidance: Harmonization of Points of View. Nauchnyi dialog. 2018;(3):289-303. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-3-289-303

Просмотров: 71


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)