Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Трудности восприятия и понимания художественного текста учащимися-билингвами

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-5-290-301

Полный текст:

Аннотация

В исследовании рассматривается проблема восприятия инокультурного текста учащимися-билингвами. Уделяется особое внимание тому, что при обучении учащихся-хакасов русской литературе необходимо учитывать их билингвизм - способность употреблять для общения две языковые системы, а также особенности национальной психологии. Отмечается, что учащиеся-хакасы общаются на родном языке, в основном в кругу этнической группы (семьи, родственников, друзей и т. д.), всё остальное общение у них происходит на неродном языке. Подчеркивается, что в связи с этим при изучении русской литературы должна учитываться специфика восприятия художественного текста учащимися-билингвами. Доказывается, что такой ученик может стать квалифицированным читателем произведений русской литературы при условии обучения его навыкам чтения и понимания инокультурного текста. Новизна исследования обусловлена тем, что авторы опираются на данные ассоциативного эксперимента, проведенного на основе этнокультурной лексики по произведениям русской классической литературы. Делается вывод о том, что различия в восприятии учащихся-хакасов, по сравнению с русскими учениками, проявляются не только в содержании реакций на русское слово-стимул, но и в основных направлениях ассоциирования. В статье предлагается классификация читательских умений, учитывающая особенности восприятия художественного текста учащимися-билингвами.

Об авторах

Н. Л. Кольчикова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Россия


Л. И. Чебодаева
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Россия


Список литературы

1. Аршавский В. В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности (к проблеме адаптации человека в приполярных районах Северо-Востока СССР) / В. В. Аршавский. - Владивосток : Изд-во АН СССР, ДВО, 1988. - 136 с.

2. Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики / В. Ф. Асмус. - Москва : Искусство, 1968. - 654 с.

3. Библер В. С. Диалог культур и школа XXI века / В. С. Библер // Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. - Кемерово : АЛЕФ, 1993. - С. 9-106.

4. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский ; под редакцией М. Г. Ярошевского. - Москва : Педагогика, 1987. - 344 с.

5. Кольчикова Н. Л. Особенности происхождения и становления языкового сознания народов Хакасии / Н. Л. Кольчикова, Л. И. Чебодаева // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. - 2017. - № 4. - С. 88-103.

6. Коул М. Культура и мышление : психологический очерк / М. Коул, С. Скрибнер. - Москва : Прогресс, 1977. - 261 с.

7. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А. А. Леонтьев. - Москва : Изд-во МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 536 с.

8. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы / О. И. Никифорова. - Москва : Учпедгиз, 1972. - 152 с.

9. Пранцова Г. В. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом / Г. В. Пранцова, Е. С. Романичева. - Москва : Форум, 2016. - 364 с.

10. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах : как реализовать ФГОС / Н. Н. Сметанникова. - Москва : Баласс, 2013. - 126 с.

11. Черкезова М. В. Проблемы преподавания русской литературы в инокультурной среде : методическое пособие / М. В. Черкезова. - Москва : Дрофа, 2007. - 318 с.

12. Harrington Ch. Psychological Anthropology and Education / Ch. Harrington. - NewYork : AMS Press,1979. - 232 p.


Для цитирования:


Кольчикова Н.Л., Чебодаева Л.И. Трудности восприятия и понимания художественного текста учащимися-билингвами. Научный диалог. 2018;(5):290-301. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-5-290-301

For citation:


Kolchikova N.L., Chebodayeva L.I. Problems of Perception and Comprehension of Literary Text by Students-Bilinguals. Nauchnyi dialog. 2018;(5):290-301. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-5-290-301

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)