Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Типичные лексические ошибки в русской речи греческих учащихся (уровень А2)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-12-492-503

Аннотация

Анализируются разные подходы к трактовке понятия «ошибка в речи на неродном языке»: психологический, психолингвистический, лингвистический, методический. Доказывается возможность использовать результаты анализа ошибок в речи на неродном языке для исследования процессов усвоения изучаемого языка. Подчеркивается, что сделанные выводы следует учитывать при разработке комплекса продуктивных и рецептивных лексических упражнений. Обосновывается вывод о некорректности разделения ошибок в иноязычной речи на «коммуникативно значимые и коммуникативно незначимые». Выявлены наиболее частотные лексические ошибки в русской речи греческих учащихся и отклонения от лексических норм русского языка. Описываются особенности влияния ошибок на характер протекания коммуникации. Рассматриваются разновидности лексических ошибок, которые допускают греческие учащиеся при овладении системой русского языка. Приводится классификация лексических ошибок в русской речи греческих учащихся на основе двух критериев: причины отклонения от лексической нормы и следствия отклонения. Предлагаются рекомендации для предупреждения ошибок лексического уровня при обучении греков русскому языку.

Об авторах

Н. Л. Федотова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия


(. З. Стамболева
Национальный университет им. Каподистрии
Россия


Список литературы

1. Балыхина Т. М. Лингводидактическая теория ошибки и пути преодоления ошибок в речи иностранных учащихся : учебное пособие / Т. М. Балыхина, О. П. Игнатьева. - Москва : Российский университет дружбы народов, 2006а. - 195 с.

2. Балыхина Т. М. Типы ошибок в речи инофона [Электронный ресурс] / Т. М. Балыхина, О. П. Игнатьева // Проблемы объективного измерения уровня владения иностранным (русским) языком. 2006б. - Режим доступа : http://www.testor.ru/Conference/probl.

3. Воронин Б. Ф. Некоторые вопросы психологического анализа грамматических ошибок в устной речи иностранцев на русском языке : автореферат диссертации … кандидата психологических наук : 731 / Б. Ф. Воронин. - Баку, 1969. - 25 с.

4. Горохова С. И. Психолингвистические особенности механизма порождения речи по данным речевых ошибок : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.02.19 / С. И. Горохова. - Москва, 1986. - 16 с.

5. Григорьева А. К. Речевые ошибки и уровни языковой компетенции / А. К. Григорьева // Интеграция образования. - 2005. - № 1-2. - С. 209-216.

6. Залевская А. А. Речевая ошибка как инструмент научного исследования / А. А. Залевская // Вопросы психолингвистики. - 2009. - № 9. - С. 5-20.

7. Зиновьева Е. И. Основные проблемы описания лексики в аспекте русского языка как иностранного / Е. И. Зиновьева. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет, 2003. - 80 с.

8. Осипчук А. Е. Классификация лексических ошибок в речи иностранных военнослужащих / А. Е. Осипчук // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. - Том 15. - № 2. - С. 214-220.

9. Позднякова А. А. Лингводидактические методы преодоления интерференции в речи студентов-билингвов / А. А. Позднякова // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 3. - С. 161-165.

10. Поймёнова А. А. Психолингвистические механизмы лексических ошибок / А. А. Поймёнова // Семантика слова и текста : психолингвистические исследования : сборник статей. - Тверь : Тверской государственный университет, 1998. - С. 84-89.

11. Слесарева И. П. Проблемы описания и преподавания русской лексики / И. П. Слесарева. - Москва : URSS, 2010. - 176 с.

12. Словарь ошибок русского языка. 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://common_mistakes.academic.ru/249/одеть.

13. Тезекбаева Г. А. Спонтанная речь как объект лингвистики / Г. А. Тезекбаева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Филология. Журналистика. - 2011. - № 1. - С. 76-79.

14. Федотова Н. Л. Взаимосвязь диагностики, коррекции и контроля при обучении фонетическому оформлению речи на неродном языке : диссертация … доктора педагогических наук : 13.00.02 / Н. Л Федотова. - Санкт-Петербург, 2004. - 487 с.

15. Хавронина С. А. Обучение иностранцев порядку слов в русском языке / С. А. Хавронина, О. А. Крылова. - Москва : Русский язык, 1989. - 101 с.

16. Чжао Юйцзян. Пути преодоления лексических ошибок в речи китайских учащихся / Чжао Юйцзян // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия : Филология, история, востоковедение. - 2012. - № 2. - С. 275-278.

17. Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики / Л. В. Щерба. - Москва : Высшая школа. 1974. - 112 с.

18. Goldrick M. Limited interaction in speech production : Chronometric, speech error, and neuro-psycholinguistical evidence / M. Goldrick // Language and Cognitive Processes. - 2006. - Vol. 21. - No 7-8. - Pp. 817-855.

19. Corder P. The significance of learner’s errors / P. Corder // International Review of Applied Linguistics. - 1967. - Vol. 5. - Pp. 161-170.


Рецензия

Для цитирования:


Федотова Н.Л., Стамболева (.З. Типичные лексические ошибки в русской речи греческих учащихся (уровень А2). Научный диалог. 2018;(12):492-503. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-12-492-503

For citation:


Fedotova N.L., Stamboleva (.Z. Typical Lexical Errors in Russian Speech of Greek Students (Level A2). Nauchnyi dialog. 2018;(12):492-503. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-12-492-503

Просмотров: 909


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)