Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Публицистическая рефлексия российского предпринимательства второй половины XIX — начала XX веков в контексте истории отечественной журналистики

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-7-286-305

Полный текст:

Аннотация

Представлена попытка очертить контуры нового исследовательского поля в рамках истории отечественной журналистики — истории предпринимательской публицистики середины — второй половины XIX — начала XX веков. Публицистическое творчество российских предпринимателей этого времени трактуется авторами как предтеча современной деловой журналистики. Показано, что ключевую роль в его конституировании сыграли Великие реформы 1860—1870-х годов, в ходе которых предпринимательство стало коллективным актором формирующегося публичного (медиа) пространства и проявило способность выражать и отстаивать свои интересы, в том числе с помощью печатного слова. Отмечается, что уже тогда начал складываться массив непрофессиональных предпринимательских публикаций разных жанров, впоследствии эволюционировавший в самостоятельную отрасль журналистского творчества. Указывается, что предприниматели-публицисты оставались прежде всего практиками, людьми дела, чем обусловливалась особая прагматика их текстов, тесно связанная с «цеховыми» и личными бизнес-интересами. Авторы приходят к выводу, что при изучении публицистического творчества предпринимателей должна учитываться не только логическая связанность, но и синхронность всех форм словесного творчества автора и его деловой активности.

Об авторах

А. В. Чернов
Череповецкий государственный университет
Россия

Чернов Александр Валентинович, доктор исторических наук, директор Гуманитарного института

Череповец



А. В. Всеволодов
Череповецкий государственный университет
Россия

Всеволодов Антон Владимирович, кандидат исторических наук, научный сотрудник, кафедра социальных коммуникаций и медиа

Череповец



Список литературы

1. Акторы российской имперской модернизации (XVIII — начало XX в.) : региональное измерение / В. В. Алексеев, Е. В. Алексеева, О. Н. Богатырева и др. ; отв. ред. И. В. Побережников. — Екатеринбург : Банк культурной информации, 2016. — 316 с. — ISBN 978-5-9907691-7-5.

2. Ананьич Б. В. Банкирские дома пореформенной России : 1860—1914 гг. Очерки истории частного предпринимательства / Б. В. Ананьич. — Ленинград : Наука, 1991. — 199 с. — ISBN 5-02-027315-5.

3. Деловая журналистика / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. ; отв. ред. А. В. Вырковский. — Москва : МедиаМир, 2012. — 727 с. — ISBN 978-5-91177-036-5.

4. Барановский К. Финансовая журналистика. Деньги говорят / К. Барановский. — Москва : Ridero, 2016. — 86 с.

5. Боханов А. Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец XIX в. — 1914 г. / А. Н. Боханов. — Москва : Наука, 1984. — 152 с.

6. Брэдли Дж. Общественные организации в царской России : наука, патриотизм и гражданское общество / Дж. Брэдли ; пер. с англ. — Москва : Новый хронограф, 2012. — 448 с. — ISBN 978-5-94881-162-8.

7. Гавлин М. Л. История династий российских предпринимателей до 1917 г. в информационных изданиях ИНИОН РАН / М. Л. Гавлин // Теория и практика общественно-научной информации. — 2002. — № 17. — С. 149—156.

8. Гросул В. Я. Власть и общественное мнение в России XVIII—XIX веков / В. Я. Гросул // Труды Института российской истории / отв. ред. А. Н. Сахаров. — Москва : Наука, 2005. — Выпуск 5. — С. 118—172.

9. Вихрова О. Ю. (а) Деловая журналистика как универсальный инструмент подготовки журналистов к работе по повышению финансовой грамотности / О. Ю. Вихрова // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2019. — № 2. — С. 110—131.

10. Вихрова О. Ю. (б) Профессиональная подготовка журналистов как фактор формирования средствами массовой информации финансовой грамотности населения Российской Федерации : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / О. Ю. Вихрова. — Москва, 2019. — 28 с.

11. Вырковский А. В. Сравнительный анализ моделей деловых журналов США и России (на примере журналов «Форчун», «Форбс», «Бизнес уик», «Эксперт», «Деньги», «Смарт Мани») : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.10 / А. В. Вырковский. — Москва, 2007. — 202 с.

12. Ган М. П. Газета американских деловых кругов «Уолл-стрит джорнэл» в системе современной ежедневной буржуазной печати США : история, типологические особенности и основные аспекты пропагандистской деятельности : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.10 / М. П. Ган. — Москва, 1984. — 255 с.

13. Голикова Л. Б. Система деловых журналов в России : особенности становления, функционирования и развития: диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.10 / Л. Б. Голикова. — Москва, 2009. — 222 с.

14. Ерѐменко А. В. Деловая пресса в России : история, типология, моделирование изданий : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.10 / А. В. Еременко. — Ростов-на-Дону, 2006. — 170 с.

15. История предпринимательства в России. Книга первая. От средневековья до середины XIX века / А. И. Аксенов, А. В. Демкин, В. Н. Захаров и др. — Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000. — 480 с. — ISBN 5-8243-0029-1.

16. История предпринимательства в России. Книга 2. Вторая половина XIX — начало XX века / В. И. Бовыкин, М. Л. Гавлин, Л. М. Епифанова и др. — Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999. — 575 с. — ISBN 5-8243-0030-5.

17. Кулев В. С. Деловая пресса России / В. С. Кулев // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 1994. — № 5. — С. 3—8.

18. Кусков В. В. История древнерусской литературы : учебник для филологических специальностей вузов / В. В. Кусков. —7-е изд. — Москва : Высшая школа, 2003. — 336 с.

19. Любартович В. А. Московский промышленник Н. А. Варенцов и его мемуары / В. А. Любартович, Е. М. Юхименко // Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое / вступ. ст., сост., подгот. текста и комм. В. А. Любартовича и Е. М. Юхименко. — Изд. 2-е. — Москва : Новое литературное обозрение, 2011. — С. 5—18.

20. Малинова О. Ю. Общество, публика, общественность в России середины XIX — начала XX века : отражение в понятиях практик публичной коммуникации и общественной самодеятельности / О. Ю. Малинова // «Понятия о России» : к исторической семантике имперского периода. — Москва : Новое литературное обозрение, 2012. — Т. 1. — С. 428—463.

21. Мельник Г. С. Деловая журналистика : учебное пособие / Г. С. Мельник, С. М. Виноградова. — Санкт-Петербург : Питер, 2010. — 304 с. — ISBN 978-5-49807-216-6.

22. Мордовская Е. И. Деловое издание в системе периодической печати. Типоформирующие факторы, характер становления и развития : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.01.10 / Е. И. Мордовская. — Москва, 1998. — 27 с.

23. Мурзин Д. А. Очерк типологии деловой прессы / Д. А. Мурзин // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2003. — № 2. — С. 64—75.

24. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики : учебное пособие / Р. П. Овсепян ; под ред. Я. Н. Засурского. — 3-е изд. — Москва : Издательство МГУ ; Наука, 2005. — 352 с. — ISBN 5-211-06156-X.

25. Самоорганизация российской общественности в последней трети XVIII — начале XX в. / Дж. Бредли, В. Я. Гросул, О. Ю. Елина и др. ; отв. ред. А. С. Туманова. — Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. — 887 с. — ISBN 978-5-8243-1528-8.

26. Смирнова И. С. Становление и развитие финансово-экономической прессы Великобритании : на примере «Financial times» : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.10 / И. С. Смирнова. — Санкт-Петербург, 1999. — 231 с.

27. Тищенко В. Н. История становления деловой прессы Великобритании и США / В. Н. Тищенко // Вестник РГГУ. Серия “Литературоведение. Языкознание. Культурология”. — 2016. — № 4. — С. 77—85. — DOI: 10.28995/2686-7249-2016-4-77-85.

28. Ульянова Г. Автобиографические тексты купечества : религиозное сознание и религиозное поведение. 1770—1860-е годы / Г. Н. Ульянова // Вера и личность в меняющемся обществе. Автобиографика и православие в России конца XVII — начала XX века : сборник статей / под ред. Л. Манчестер, Д. А. Сдвижкова. — Москва : Новое литературное обозрение, 2019. — С. 161—203.

29. Уэст Дж. Правительственный дискурс и гражданская идентичность в позднеимперской России : представления о буржуазии / Дж. Уэст // Гражданская идентичность и сфера гражданской деятельности в Российской империи. Вторая половина XIX — начало XX века / отв. ред. Б. Пиетров-Эннкер, Г. Н. Ульянова. — Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — С. 170—182. — ISBN 978-5-8243-0862-4.

30. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Двенадцать лекций / Ю. Хабермас ; пер. с нем. — 2-е изд. — Москва : Весь мир, 2008. — 416 с. — ISBN 978-5-7777-0423-8.

31. Forsyth D. The business press in America. 1750—1865 / D. P. Forsyth. — Philadelphia : Chilton Books, 1964. — XXII + 394 pp.


Для цитирования:


Чернов А.В., Всеволодов А.В. Публицистическая рефлексия российского предпринимательства второй половины XIX — начала XX веков в контексте истории отечественной журналистики. Научный диалог. 2021;1(7):286-305. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-7-286-305

For citation:


Chernov A.V., Vsevolodov A.V. Publicistic Reflection Of Russian Entrepreneurship in Second Half of 19th — early 20th Centuries in Context of History of Russian Journalism. Nauchnyi dialog. 2021;1(7):286-305. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-7-286-305

Просмотров: 66


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)