Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Развитие толерантности у учащихся старшей школы в условиях российского инклюзивного образования

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-4-257-272

Аннотация

Рассматривается вопрос о развитии толерантности у учащихся старшей школы в контексте отечественного инклюзивного образования. Особое внимание уделяется созданию толерантных отношений между одноклассниками. Актуальность выбранной темы обусловлена реализацией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающего использование инклюзивных («включающих») методов и технологий в процессе обучения и воспитания. Представлены и проанализированы способы развития толерантности, приведённые в шести диссертациях на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Работы посвящены развитию различных видов толерантности: общей, этнокультурной, коммуникативной, гендерной. Подчеркивается, что ни в одной диссертации не изучается отношение к юношам и девушкам с ограниченными возможностями здоровья, что представляется авторам неправильным в контексте отечественного инклюзивного образования. Также отмечается, что большинство исследователей предлагают развивать терпимость учащихся с помощью проблемных дискуссий. Авторы статьи убеждены, что закладывание основ толерантности (её формирование ) должно происходить не в старшей и даже не в основной, а в начальной школе. В 10-11-х классах следует продолжать заниматься развитием данного качества. Новизна исследования заключается в критике современного подхода, подчёркивающего, прежде всего, относительное достоинство школьника - его природные задатки и достигнутые результаты. Предлагается уделять больше внимания абсолютному достоинству любого ребёнка - способности быть, мыслить и чувствовать.

Об авторах

И. С. Самохин
Российский университет дружбы народов
Россия


Н. Л. Соколова
Российский университет дружбы народов
Россия


М. Г. Сергеева
Российский университет дружбы народов
Россия


Список литературы

1. Акавова С. С. Формирование толерантного общения старшеклассников в полиэтнической среде : диссертация.. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / С. С. Акавова. - Махачкала, 2007. - 167 с.

2. Бабич Е. Г. Социально-психологическая работа по формированию толерантного отношения общества к семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья : от преодоления изолированности к решению вопросов инклюзивного образования / Е. Г. Бабич, В. Г. Тактаров. - Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 72 с.

3. Вербицкий А. А. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс] / А. А. Вербицкий. - 2013. - Режим доступа : http://psychology_pedagogy.academic.ru.

4. Всероссийская перепись населения 2010 года. Т. 4 : Национальный состав и владение языками, гражданство. Ч. 1 : Национальный состав населения [Электронный ресурс]. - 2010. - C. 9-21. - Режим доступа : http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-01.pdf.

5. Гребенец Е. С. Формирование коммуникативной толерантности у старшеклассников во внеучебной деятельности : диссертация.. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Е. С. Гребенец. - Москва, 2013. - 173 с.

6. Круглов А. Г. Что такое достоинство? [Электронный ресурс] / А. Г. Круглов // Словарь. Психология и характерология понятий. - 2000. - Режим доступа : http://alkruglov.narod.ru/dignity.html

7. Куликова Л. Н. Саморазвитие личности : психолого-педагогические основы / JI. H. Куликова. - Хабаровск : Издательство Хабаровск. гос. пед. ун-та, 2005. - 320 с.

8. Масловец О. А. Формирование толерантности у учащихся старших классов средствами иностранного языка : диссертация.. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / О. А. Масловец. - Благовещенск, 2009. - 193 с.

9. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2006. - 608 с.

10. Обухова Л. Ф. Возрастная психология : учебник / Л. Ф. Обухова. - Москва : Юрайт, МГППУ, 2011. - 460 с.

11. Развитие толерантности у учащихся основной школы в условиях российского инклюзивного образования / И. С. Самохин, Н. Л. Соколова, М. Г. Сергеева, Д. О. Романов // Научный диалог. - 2017. - № 1 (61). - С. 328-341.

12. Самохин И. С. Формирование толерантности у учащихся начальной школы в условиях российского инклюзивного образования / И. С. Самохин, Н. Л. Соколова, М. Г. Сергеева // Научный диалог. - 2016. - № 12 (60). - С. 401-414.

13. Слободчиков В. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе : учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - Москва : Издательство ПСТГУ, 2013. - 400 с.

14. Смирнова Ю. В. Воспитание межнациональной толерантности старшеклассников в общеобразовательной школе : диссертация.. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ю. В. Смирнова. - Санкт-Петербург, 2012. - 212 с.

15. Шишкина Н. А. Конструктивный диалог как средство воспитания толерантности старшеклассника : диссертация.. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Н. А. Шишкина. - Оренбург, 2011. - 193 с.

16. Шустова Л. П. Формирование гендерной толерантности старшеклассников в специально созданных педагогических условиях : диссертация.. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Л. П. Шустова. - Ульяновск, 2006. - 215 с.

17. Cook-Sather A. Students as Learners and Teachers: Taking Responsibility, Transforming Education, and Redefining Accountability / A. Cook-Sather // Curriculum Inquiry 40:4. - 2010. - № 9. - P. 555-575.

18. Katz R. T. Life expectancy for children with cerebral palsy and mental retardation: Implications for life care planning / R. T. Katz // NeuroReabilitation. - 2003. - № 18. - P. 261-270.

19. Marsh L. School Climate and Aggression among New Zealand High School Students / L. Marsh, R. McGee, Sh. Williams // New Zealand Journal of Psychology. - 2014. - Vol. 43. - № 1. - P. 28-37.


Рецензия

Для цитирования:


Самохин И.С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г. Развитие толерантности у учащихся старшей школы в условиях российского инклюзивного образования. Научный диалог. 2017;(4):257-272. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-4-257-272

For citation:


Samokhin I.S., Sokolova N.L., Sergeyeva M.G. Tolerance Development in Senior Schoolchildren in Context of Russian Inclusive Education. Nauchnyi dialog. 2017;(4):257-272. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-4-257-272

Просмотров: 394


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)