Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Концепты ПЕДАГОГИКА и ВОСПИТАНИЕ в педагогическом сочинении Г. Н. Волкова «Педагогика любви»

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-6-29-42

Аннотация

Описываются особенности метафорического моделирования концептов педагогика и воспитание в педагогическом дискурсе Геннадия Никандровича Волкова (1927-2010), основателя этнопедагогики. Основные понятия педагогики получают свое осмысление, обусловленное национальным (этническим) мировидением автора, его индивидуально-авторской концептосферой. Актуальность исследования обусловлена использованными в работе подходами к изучению метафоры - когнитивным и прагматическим. Значимость исследования также видится в том, что метафорическое миромоделирование в этнопедагогическом дискурсе делает возможным выделение базисных метафор, обладающих суггестивным потенциалом, что связывается с возможностью эффективного воздействия на ученика. Установлено, что педагогическая наука (в частности, этнопедагогика, народная педагогика) в педагогическом дискурсе Г. Н. Волкова персонифицируется и понимается как субъект межличностных отношений, вступающий в диалог с другими науками. Под «воспитанием личности» понимается «строительная работа», выполняемая окружением воспитуемого на протяжении всей жизни (так называемая «бессмертная связь поколений»), причем детально прорабатывается последовательность влияния каждого участника строительной деятельности на личность, определяется их роль в ее формировании. Уделяется внимание этнически маркированным представлениям автора о личности воспитуемого как о результате созидательного влияния деятельности предков. Показано, что Волков проводит идею вечности воспитания, которая задает вечность образа учителя и ученика.

Об авторе

О. А. Димитриева
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
Россия


Список литературы

1. Амонашвили Ш. А. Как любить детей : опыт самоанализа / Ш. А. Амонашвили. - Москва : Школа понимания, 2013. - 76 с.

2. Волков Г. Н. Педагогика любви : избранные педагогические сочинения : в 2 томах / Г. Н. Волков. - Москва : Магистр-Пресс, 2002. - Т. 1. - 2002. - 460 с. - Т. 2. - 2002. - 460 с.

3. Ахметова М. Н. Метафора в пространстве педагогического дискурса / М. Н. Ахметова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия, Филология, история, востоковедение. - 2010. - № 3. - С. 27-30.

4. Гачев Г. Д. Национальные образы мира : общие вопросы / Г. Д. Гачев. - Москва : Советский писатель, 1988. - 396 с.

5. Димитриева О. А. Концептосфера «Чувашской этнопедагогики» Г. Н. Волкова : к постановке проблемы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2017. - № 2 (94). - С. 20-26.

6. Еремина Ю. Ю. Функциональный аспект метафоры в педагогическом дискурсе / Ю. Ю. Еремина // Теория языка и межкультурная коммуникация. - 2010. - № 2. - С. 40-43.

7. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] : в 3 т. / Т. Ф. Ефремова. - Москва : АСТ ; Астрель ; Харвест, 2006. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/contents.nsf/efremova.

8. Закирова А. Ф. Когнитивные метафоры как средство концептуализации педагогического знания / А. Ф. Закирова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2014. - № 9. - С. 17-24.

9. Кабаченко Е. Г. Концепт «учитель» и «ученик» в сознании современных педагогов (образный компонент) / Е. Г. Кабаченкоа // Лингвокультурология. - 2009. - № 3. - С. 83-91.

10. Кабаченко Е. Г. Метафорическое моделирование базисных концептов педагогического дискурса : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.02.01 / Е. Г. Кабаченко. - Екатеринбург, 2007. - 22 с.

11. Кондратьева О. Н. Метафорическое моделирование в педагогическом дискурсе / О. Н. Кондратьева // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1. - С. 116-121.

12. Мельникова Н. В. Метафора в педагогическом дискурсе : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.02.01 / Н. В. Мельникова. -Ростов-на-Дону, 2007. - 19 с.

13. Мишанкина Н. А. Прагматика научного дискурса / Н. А. Мишанкина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2015. - № 2 (24). - С. 126-133.

14. Олешков М. Ю. Метафора в педагогическом дискурсе / М. Ю. Олешков // Политика в зеркале языка и культуры : сборник научных статей, посвященных 60-летнему юбилею профессора А. П. Чудинова. - Москва : ИЯ РАН, 2010. - С. 172-177.

15. Пустовалова В. В. Метафора в педагогике : экскурс и перспективы / В. В. Пустовалова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - № 12. - С. 169-175.

16. Резанова З. И. Пространственные метафоры в лингвистическом тексте / З. И. Резанова // Картины русского мира : пространственные модели в языке и тексте. - Томск : UFO-Plus, 2007. - С. 326-354.

17. Федоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка / А. И. Федоров. - Москва : Астрель ; АСТ, 2008. - 878 с.

18. Цыганкова А. В. Современная школа в зеркале метафор / А. В. Цыганкова, А. П. Чудинов // Лингвокультура и концептуальное пространство языка : сборник статей. - Санкт-Петербург : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. - Вып. 10. - С. 73-79.

19. Чудинов А. П. Педагогическая дискурсология / А. П. Чудинов // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 3. - С. 205-212.

20. Чудинов А. П. Прагматический потенциал метафоры в педагогической коммуникации / А. П. Чудинов // Педагогическое образование. - 2011. - № 5. - С. 167-175.

21. Чудинов А. П. Современная отечественная педагогическая метафорология / А. П. Чудинов // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 1. - С. 99-104.


Рецензия

Для цитирования:


Димитриева О.А. Концепты ПЕДАГОГИКА и ВОСПИТАНИЕ в педагогическом сочинении Г. Н. Волкова «Педагогика любви». Научный диалог. 2017;(6):29-42. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-6-29-42

For citation:


Dimitriyeva O.A. Concepts PEDAGOGY and EDUCATION in G. N. Volkov’s “Pedagogy of Love”. Nauchnyi dialog. 2017;(6):29-42. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-6-29-42

Просмотров: 455


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)