Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Социальная сема как компонент значения в названиях интернет-сообществ

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-12-9-20

Аннотация

Исследуются обозначения «групп» и «сообществ» как объединений коммуникантов в сети Интернет. Автор считает, что названия таких объединений имеют определенные прагматические задачи, поскольку ориентированы на привлечение внимания интернет-пользователей и расширение состава групп. Доказывается, что решение таких задач обусловило наличие социальных сем в названиях объединений. Автор исходит из того, что ономастический языковой материал (имена собственные) тоже является частью социальной лексики. Под социальной лексикой понимается множество слов и выражений, служащих обозначениями объектов и явлений жизни социума, а также человека с позиции его социальных характеристик - статусов, ролей и др. Актуальность исследования обосновывается тем, что идеографическое описание социальной лексики в русском языке в настоящее время отсутствует, как и концепция такого описания. Анализ состава наименований интернет-объединений позволяет сделать некоторые выводы относительно особенностей групповой интернет-коммуникации. Показано, что названия интернет-сообществ являются их визитной карточкой, которая свидетельствует о круге интересов участников виртуального общения в каждой группе и о восприятии ими социальных реалий. Представлена классификация номинаций в зависимости от способа образования. Делается вывод о том, что многие названия включают в себя лексемы, характеризующие человека с точки зрения его социальных функций.

Об авторе

А. Н. Блинова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Англо-русский синонимический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://translate.academic.ru/swagger/en/ru/.

2. Огурцов В. Залог успеха не в количестве аудитории, а в ее качестве [Электронный ресурс] / В. Огурцов // Сайт AppTractor. - Режим доступа : http://apptractor.ru/.

3. СлРЯ - Словарь русского языка : в 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований. - 4-е изд., стер. - Москва : Русский язык ; Полиграфресурсы, 1999. - Т. 4. С-Я.

4. СМС - Словарь молодежного слэнга [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://teenslang.su/.

5. Словарь языка интернета.ru / под ред. М. А. Кронгауза. - Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. - 288 с.

6. Афанасова Н. В. О чем говорят фикрайтеры / Н. В. Афанасова // Научный диалог. - 2016. - № 3 (51). - С. 9-17.

7. Ахренова Н. А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление : автореферат диссертации … доктора филологических наук / Н. А. Ахренова. - Москва, 2009. - 35 с.

8. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д. Б. Гудков. - Москва : Гнозис , 2003. - 288 с.

9. Калинина Л. В. Семантика и функционирование лексемы Бро в интернет-коммуникации / Л. В. Калинина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И Лобачевского. - 2015. - № 2-2. - С. 411-414.

10. Каллистратидис Е. В. Лексические инновации с общим значением «текст» в речевых практиках русскоязычной интернет-субкультуры fanfiction / Е. В. Каллистратидис // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 10 (28). - С. 81-84.

11. Кондрашова Е. Е. Лексика геймеров / Е. Е. Кондрашова // Русская речь. - 2013. - № 6. - С. 55-58.

12. Кузьмина Е. В. Сообщества в живом журнале - новые коммуникативные возможности для субкультурных групп и общественных инициатив / Е. В. Кузьмина // Журнал исследований социальной политики. - 2011. - № 3. Т. 9. - С. 365-390.

13. Леонтьева Т. В. Лексика социальной регуляции в русских народных говорах / Т. В. Леонтьева. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. - 219 с.

14. Малышева В. А. Язык любителей интернет-игры «Surfrider» как формирующейся субкультуры / В. А. Малышева // Социо- и психолингвистические исследования. - 2013. - № 1. - С. 81-85.

15. Маслакова А. А. Пермское твиттер-сообщество : пример интерактивной субкультуры / А. А. Маслакова // Социо- и психолингвистические исследования. - 2013. - № 1. - С. 90-94.

16. Мы такие разные … и все-таки мы вместе! Интернет-пространство : речевой портрет пользователя : коллективная монография / Т. И. Попова [и др.] ; под редакцией Т. И. Поповой. - Санкт-Петербург : Эйдос. - 2012. - 224 с. Синельникова Л. Н. Дискурс троллинга / Л. Н. Синельникова // ДискурсПи. - 2016. - № 3-4. Том 14. - С. 271-279.

17. Шамаев И. Н. Специфика двусторонней коммуникации в блогосфере : от Интернет-аудитории к Интернет-сообществу / И. Н. Шамаев / Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8, Литературоведение. - 2015. - № 1 (14). - С. 86- 90.

18. Щетинина А. В. Лексикографирование социальных номинаций (опыт создания идеографического словаря) / А. В. Щетинина // Научный диалог. - 2017. - № 11. - С. 214-230.

19. Crystal D. Language and the Internet / D. Crystal. - Cambridge : Cambridge University Press, 2006. - 272 p.


Рецензия

Для цитирования:


Блинова А.Н. Социальная сема как компонент значения в названиях интернет-сообществ. Научный диалог. 2017;(12):9-20. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-12-9-20

For citation:


Blinova A.N. Social Seme as Component of Meaning in Names of Internet communities. Nauchnyi dialog. 2017;(12):9-20. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-12-9-20

Просмотров: 406


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)