Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Особенности семейной среды ребенка в постиндустриальном обществе

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-7-292-307

Аннотация

Анализируется проблема трансформаций, которые претерпевает семейная среда в странах постиндустриальной экономики. В качестве наиболее значимых выделены изменения, связанные с уменьшением количественного и поколенческого состава семьи, ослаблением идеи детоцентризма, поиском новых моделей активного родительства, медленным взрослением детей в комфортных условиях современной семейной среды. Подчеркивается социально-эволюционная природа изменений семейного стандарта, определяемого уровнем экономического, социального и культурного развития общества. Показано, что новая социальная ситуация родительства обусловлена кардинальными изменениями всей архитектуры социально-экономических отношений в постиндустриальном обществе. Она характеризуется двумя основными тенденциями: ростом числа профессионально незанятых молодых женщин, стремящихся к самореализации в сфере родительства, и активной заботой семьи о будущем ребенка в обществе высокой конкуренции. Выделены риски личностного развития детей, связанные с реализацией модели активного родительства: снижение инициативности, ответственности и самостоятельности современных подростков и юношей. Выдвинуто предположение, что активное родительство оказывает влияние на состав семейной среды, определяемой теперь уже не только родственными связями и отношениями, но и идейной близостью ее членов. Реальные и сетевые родительские сообщества не только расширяют среду современной семьи, но и отрабатывают вариативные модели родительства, заполняющие пустующую нишу социального норматива семейного воспитания.

Об авторе

А. Д. Андреева
Психологический институт Российской академии образования
Россия


Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - Москва : Мысль, 1991. - 299 с.

2. Андреева А. Д. Образ семьи и родительства у современных матерей : кросс-культурное исследование / А. Д. Андреева // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2016. - Т. 9. - № 2. - С. 17-30.

3. Антонов А. И. Динамика населения России в XXI веке и приоритеты демографической политики / А. И. Антонов, В. А. Борисов. - Москва : Ключ, 2006. - 191 с.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество : опыт социального прогнозирования / Д. Белл. - Москва : Akademia, 2004. - 944 с.

5. Гуткина Н. И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследование) / Н. И. Гуткина // Культурно-историческая психология. - 2007. - № 2. - С. 62-74.

6. Захаров С. В. Перспективы рождаемости в России : второй демографический переход / С. В. Захаров // Отечественные записки. - 2005. - № 3. - С. 124-140.

7. Кулешова К. В. Произвольное прерывание беременности / К. В. Кулешова // Психология эффективного родительства : материалы международной научно-практической конференции. - Курск : КГМУ, 2011. - С. 260-268.

8. Мид М. Культура и мир детства. - Москва : Наука. - 1988. - 429 с.

9. Орлова К. М. Цели воспитания и образ ребенка у современных родителей : кросс-культурное исследование : автореферат диссертации.. кандидата психологических наук / К. М. Орлова. - Москва, 2015. - 25 с.

10. Поливанова К. Н. Современное родительство как предмет исследования / К. Н. Поливанова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2015. - Том 7. - № 3. - С. 1-11. - DOI: 10.17759/psyedu.2015070301.

11. Стрельник Е. «Жизнь по доктору Комаровскому» : конструирование родительства в советах по уходу за детьми / Е. Стрельник // Laboratorium. - 2015. - 7 (2). - С. 83-105.

12. Толстых Н. Н. Современное взросление / Н. Н. Толстых // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - № 4. - С. 7-24.

13. Турен А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества / А. Турен // Новая технократическая волна на Западе. - Москва : Прогресс, 1986. - С. 410-430.

14. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? / Г. А. Цукерман. - Москва - Рига : Педагог. Центр «Эксперимент», 2000. - 224 с.

15. Twenge Jean M. Have Smartphones Destroyed a Generation? [Electronic resource] / Jean M. Twenge. - Access mode : https://www.theatlantic.com/magazine/toc/2017/09/.


Рецензия

Для цитирования:


Андреева А.Д. Особенности семейной среды ребенка в постиндустриальном обществе. Научный диалог. 2018;(7):292-307. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-7-292-307

For citation:


Andreyeva A.D. Features of Family Environment of a Child in Post-Industrial Society. Nauchnyi dialog. 2018;(7):292-307. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-7-292-307

Просмотров: 534


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)