Preview

Научный диалог

Расширенный поиск
№ 7 (2018)

ЯЗЫКОЗНАНИЕ 

9-29 304
Аннотация
В статье проводится анализ процесса детерминологизации специальных лексических единиц терминологии базовых и критических военных технологий как одного из наиболее приоритетных на сегодняшний день направлений научно-технического комплекса. Актуальность и важность исследования предопределяется необходимостью выполнения сложного лингвокогнитивного анализа терминологических систем, связанных со сферами научно-технического и военно-промышленного комплекса, а также с изначальной теоретической лакунарностью лингвокогнитивной и прагмакоммуникативной обусловленности терминологических процессов в обозначенных сферах. Авторами ставится следующая цель: определение приоритетных областей (ментальных конструктов), представленных детерминологизированными единицами военной терминологии, которая выделяется как базис для дальнейшей реконструкции терминологической сети. Особое внимание уделяется корреляции обозначенных единиц с динамикой ментальных конструктов, а также представлением элементов специального знания в рамках неспециальной дискурсивной реализации. Используется комплексная методика исследования, состоящая из методов дескриптивного, дефиниционного, компонентного и дискурс-анализа, а также метода количественной обработки данных. Показана необходимость исследования функционального диапазона детерминологизированных единиц как дискурсивной актуализации авторских интенций, направленных на реализацию принципов аттрактивности, интеллектуализации и популяризации специального знания. В заключении авторы подчеркивают значительные перспективы дальнейшего лингвокогнитивного исследования процесса детерминологизации как элемента авторских интенций, а также особенностей представления элементов научных / специальных знаний в их различной дискурсивной реализации на основе выстраивания терминологических семантических сетей.
30-39 337
Аннотация
Статья посвящена окказиональной комбинаторной лексикологии как отдельной области комбинаторной лингвистики, а точнее лексикологии, изучающей окказиональные коллокации, или нетипичные, индивидуально-авторские и невоспроизводимые сочетания слов, созданные посредством намеренного нарушения лексико-семантической сочетаемости для выполнения определенных функционально-экспрессивных задач в рамках конкретного текста. Особое внимание уделяется тому, что авторы создают и включают в текст окказиональные коллокации для различных целей: во-первых, чтобы выразить неординарное отношение к описываемому объекту или предмету, во-вторых, чтобы дать ему собственную характеристику, в-третьих, чтобы поставить определенный акцент на какой-либо детали повествования и т. д. В статье представлена методика функционально-семантического анализа окказиональных коллокаций как основного, комплексного метода исследования, а также выявлены особенности данного типа коллокаций. Авторы полагают, что выделение окказиональной комбинаторной лексикологии способствует развитию и совершенствованию комбинаторной науки и лексикологической отрасли, обеспечивает научно обоснованное осмысление и описание особых лексических единиц - окказиональных коллокаций.
40-52 364
Аннотация
Рассматривается вопрос использования текстов художественных произведений в российском парламентском дискурсе начала ХХ века. Проанализировано использование литературно-художественного интертекста в речах депутатов-националистов как наиболее активных ораторов в Государственной думе (Н. Е. Маркова, В. М. Пуришкевича, Г. Г. Замысловского, С. В. Левашова). В результате анализа установлено, что депутаты данной политической группы (фракции правых) активно использовали в своих выступлениях отсылки к публицистическим и художественным произведениям ряда русских писателей: А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. И. Успенского. Особое внимание уделяется исследованию функций литературно-художественного интертекста в парламентской речи. В риторико-прагматическом аспекте выделены и описаны 3 основные функции включения цитат и аллюзий из литературы в выступления депутатов-националистов: апеллирование к авторитету русского писателя (в первую очередь, Ф. М. Достоевского), демонстрация иронического и саркастического отношения оратора к оппонентам, умолчание и эвфемизация. Две последние функции являлись основой для речевой агрессии, а интертекст использовался оратором как средство понижения авторитета противника путем его помещения в контекст произведения (сопоставление с персонажем или с ситуацией сюжета).
53-65 373
Аннотация
Представлены результаты анализа особенностей коммуникации байкеров. Решаются задачи выделения посредством дискурс-анализа ключевых аксиологических ориентиров субкультуры байкеров и выявления языковых особенностей дискурса данной социальной группы, с этих позиций характеризуется идентичность её представителей. Значимость работы обусловлена тем, что она выявляет характер взаимосвязи между актуализируемыми в языке ценностями и речевыми формами этой актуализации. Новизна исследования видится в использовании метода дискурс-анализа для изучения молодёжных субкультур, в частности субкультуры байкеров. Предлагается обзор работ, посвященных изучению субкультуры байкеров, затрагиваются вопросы изучения молодежного дискурса. Приводятся теоретические основания для использования категории топоса с целью выявления ценностных ориентиров субкультуры байкеров. В ходе анализа особенностей коммуникации байкеров выделены основные топосы, в рамках которых конструируется социальная идентичность группы. Отмечается, что социальная категория «байкер» конструируется посредством следующих топосов: мотоцикл, удовольствие, опасность, единство. Делается вывод о том, что байкер дискурсивно конструируется как человек, который любит жизнь, уважает и ценит своих единомышленников, ответственно подходит к вождению, однако готов пойти на риск ради получения удовольствия. Показано, что языковые средства коммуникации байкеров разнообразны: включают оценочные языковые единицы, ссылки на эмоции, метафоры, жаргонизмы и элементы фольклора.
66-80 272
Аннотация
Статья посвящена изучению одного типа полисемии, характерного для предикатных единиц, имеющих в своем значении семантический компонент ՙзнать՚. К таким предикатам относятся русские прилагательные известный и знатный , наречие знатно , русский глагол славиться , французское прилагательное fameux и наречие fameusement , английское наречие famously , испанские прилагательные famoso и notorio . Автор показывает, что в основе одного вида синхронной полисемии указанных единиц или отношений между их значениями в разные моменты их истории лежит семантический переход ՙизвестный / знаменитый՚ → ՙMagn՚. Magn в модели «Смысл ↔ Текст» - это лексическая функция, лексический параметр, являющийся абстрактным типовым значением ʽоченьʼ, ʽвысокая степень՚, которое выражается при большом числе слов, при этом чаще всего идиоматическим образом. Исследование опирается на большой корпус толковых и двуязычных словарей, на данные лингвистических корпусов. Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение семантических переходов является основой при установлении путей семантической эволюции и разработке типологии семантической деривации, а также основой для изучения языковой картины мира и построения объяснительных моделей языка. Полученные данные могут пополнить «Каталог семантических переходов», который разрабатывался в Институте языкознания РАН под руководством Анны А. Зализняк.
81-92 338
Аннотация
Рассматривается инструкция как форма фиксации дискурсивных значений в прагмалингвистическом аспекте, который позволяет проанализировать специфику формирования текста. Представлены результаты дискурсивного анализа инструкций к косметическим средствам, медицинским препаратам, бытовой технике. Особое внимание уделяется описанию прагмалингвистического потенциала инструктивных текстов, представленного интенциональными планами информативности, прескриптивности, бенефактивности. Выявляются особенности репрезентации указанных значений с помощью грамматических средств, выражающих контекстуально обусловленные оттенки значений. Выполнен обзор работ, в которых поднимается дискуссионный вопрос о типе речевого воздействия в инструкциях. Новизна исследования заключается в рассмотрении инструктивного текста как результата развертывания дискурса, основой которого выступают факторы адресата, адресанта, предметной сферы, времени и места разрешения коммуникативной ситуации, благодаря чему выявлена специфика речевого воздействия. Актуальность исследования обусловлена обращением авторов к прагмалингвистическому описанию текста, что соотносится с антропоцентрическим подходом в современных исследованиях. Авторы останавливаются на подробном анализе способов реализации прямого и косвенного побуждения с помощью соответствующих глагольных форм, на особенностях распространения глагольных форм, содержащих важную информацию о способе совершения действий, а также на анализе некоторых синтаксических конструкций.
93-102 293
Аннотация
Рассматриваются вопросы правовой и лингвистической трактовок понятия «оскорбление». Актуальность обусловлена тем фактом, что в настоящее время по-прежнему частотными являются обращения граждан в правоохранительные органы с целью защиты своей чести, достоинства, ограждения себя от оскорбления, попытки унизить человеческое достоинство. Авторы обращают внимание на следующее: несмотря на многолетнюю практику применения статьи «Оскорбление» в ходе судебных разбирательств и, на первый взгляд, всю очевидность признаков оскорбления, в процессе правоприменения возникают взаимоисключающие интерпретации и многочисленные противоречия, что приводит к необходимости привлечения экспертов-лингвистов. Именно поэтому в статье уделяется внимание рассмотрению различных точек зрения на оскорбление в юридической и лингвоэкспертной сферах, предлагаются результаты их сопоставительного анализа. Поднимается вопрос о необходимости в процессе лингвистической экспертизы речевого акта оскорбления принимать во внимание ряд факторов, в том числе и особенности регионального использования лексических единиц.

10.01.00 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЖУРНАЛИСТИКА 

104-113 304
Аннотация
Рассматривается вопрос о специфике отражения православного мироощущения в художественном творчестве новейшего времени. Уделяется внимание анализу идейного начала произведения через репрезентацию в нем христианской хронометрии. Новизна работы видится в осмыслении символики Православного календаря на материале современной русской прозы, так как до сегодняшнего дня сложилась традиция анализа данной проблематики только на примере творчества писателей ХIХ-ХХ веков. Новизна работы также заключается в рассмотрении творчества А. Варламова не с позиции продолжения традиций реалистической прозы или постмодернистского осмысления действительности, а с точки зрения реализации религиозного мировоззрения автора и попыток трансляции православного мировидения в своем творчестве. Особое внимание уделяется анализу духовно-нравственной эволюции героев А. Варламова в контексте символики Пасхальных и Рождественских праздников. Актуальность исследования обусловлена обращением к проблемам нравственного начала в современной художественной литературе и возможностью ее прочтения с позиции духовного потенциала, характерного для всей русской классики. Автор приходит к заключению, что современную русскую литературу нельзя считать полностью секуляризованной, в ней находят отражение традиции, заложенные русскими классиками (А. С. Пушкиным, Ф. М. Достоевским), и традиции, связанные с идеей духовного спасения человека.
114-124 285
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена включением Крыма в состав Российской Федерации, в связи с чем началась интеграция всех сфер жизни полуострова в российское правовое поле. Охарактеризована сложившаяся ситуация: средства массовой информации республики, зарегистрированные в период до марта 2014 года, должны были пройти процедуру перерегистрации либо прекратить свою деятельность. Подчеркивается, что по этой причине медиарынок Крымского полуострова в целом и, в частности, города Севастополя претерпел значительные изменения. Сообщается, что информационное пространство Севастополя представлено всеми видами массмедиа. Новизна исследования обосновывается тем, что до настоящего времени нет сводных данных о количестве, тираже, периодичности, тематике печатных СМИ Севастополя. В статье рассматривается динамика регистрации СМИ Севастополя в составе Российской Федерации, при этом отмечается, что не все из зарегистрированных медиа выходят в свет. Автор статьи систематизирует сведения о тех печатных СМИ, которые издаются в настоящее время в городе Севастополе, с учетом тематики и региона распространения. Охарактеризованы периодичность издания, формат и способ распространения печатных медиа города. Автор отмечает, что все издания являются моноязычными и публикуются исключительно на русском языке.
125-137 324
Аннотация
В статье рассматриваются особенности изображения художественного пространства Берлина в путевых заметках М. Е. Салтыкова-Щедрина «За рубежом». Актуальность исследования обусловлена необходимостью имагологического анализа топосных текстов, в которых находят отражение образы «чужого», в частности, немецкого элемента в рамках русской культуры. Маркированный немецкостью локус Берлина в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина реализуется через ряд мотивов, связанных с изменившимся образом единой Германии как новой европейской империи в восприятии русских конца XIX века, что, в свою очередь, дает возможность автору выразить свои социально-критические взгляды относительно перспектив и тенденций развития Европы. К главным мотивам, связанным с локусом Берлина, автор статьи относит выявленные в путевых заметках М. Е. Салтыкова-Щедрина мотивы немецкой скрытой угрозы как агрессивной экспансии во внешнее пространство, милитаризации Германии с выделением в качестве центрального образа прусского офицера-«героя», духовной и политической несвободы, упорядоченности, скуки и одновременно театральной кажимости немецкого существования. Показано, что основу описания города составляют наблюдения за уличной жизнью немецкой столицы. Автор статьи приходит к выводу о том, что в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина Берлин изображается в качестве ахронного локуса с чертами мортальности, который функционирует подобно механизму по принципу циклического безостановочного движения.
138-150 266
Аннотация
В предлагаемом исследовании представлены аспекты творческой деятельности и факты биографии адыгского поэта и публициста раннесоветского периода Лостанби Гуружевича Афашагова. Обозначены проблемы, которые становятся предметом рассмотрения в современных исследованиях по истории адыгской литературы. Обзорно воссозданы отраженные в истории становления национальной письменности адыгов вехи духовных поисков и духовных трансформаций этноса, их постепенное преобразование в сюжет художественной рефлексии, актуализирован мотив драматического противостояния, ставший частью этого сюжета. Освещается просветительская и публицистическая работа Л. Г. Афашагова. По материалам газетных публикаций и архивных свидетельств восстанавливаются этапы его деятельного участия в истории подготовки к публикации первого в кабардинской литературе романа. Подробно анализируется одно из его поэтических произведений в соотнесении с контекстом становления национальной письменности адыгов, наиболее выраженный этап которого приходится на первые десятилетия ХХ века. Рассматриваются причины, по которым имя одного из представителей адыгской интеллигенции 30-х годов ХХ века оказалось в полном забвении. Новизна исследования состоит в том, что имя и творчество Л. Г. Афашагова вводятся в научный оборот впервые.
151-163 304
Аннотация
Статья посвящена анализу образов еды и напитков, используемых авторами художественного текста при создании мифопоэтического образа Владивостока. Исследуется киноповесть «Владивосток-3000». Она рассматривается как одно из произведений о городе Владивостоке, для обозначения которых используется термин владивостокский текст , связанный в свою очередь с принятым в научной литературе термином локальный текст . Исходным является тезис о том, что одной из характеристик локальных (региональных, провинциальных) текстов является выполнение ими мифопорождающей функции - создание мифологического пространства, в котором отражаются особенности региона. Новизна исследования заключается в том, что ранее образы еды и напитков не рассматривались как элемент владивостокского текста, участвующий в формировании мифопоэтического образа города. На материале киноповести «Владивосток-3000» были выделены все языковые единицы, обозначающие еду и напитки. Определена роль соответствующих образов в тексте: продукты, блюда и напитки являются маркером своего и чужого; выступают средством трансформации героя; придают ему сил; символически скрепляют отношения между персонажами; являются частью этикета; становятся ярким маркером фантастического пространства, создаваемого авторами. Делается вывод о том, что образы еды и напитков играют важную роль в художественной передаче специфики города (реального Владивостока и вымышленного Владивостока-3000), являясь необходимым элементом владивостокского текста.
164-176 449
Аннотация
Анализируется процесс формирования и изменения образа России-медведя. В качестве источников используются английские, французские, польские, американские и грузинские карикатуры, гравюры и литографии, появившиеся в период со второй половины XVIII века до наших дней. Проблема формирования образа России за рубежом рассматривается с точки зрения имагологии и информационных войн. Описывается процесс изменения образа России-медведя в зависимости от политической ситуации, от направленности и пропагандистских целей печатных изданий. В ходе исследования выявлено, что ассоциации России с образом медведя чрезвычайно крепки и давно приобрели статус стереотипа. Отмечается, что даннный образ успешно используется в качестве оружия политической пропаганды начиная с XVIII века. Показано, что образ «русского медведя» в западных СМИ получает постоянную доработку исходя из складывающейся политической ситуации на международной арене. Авторы утверждают, что данный образ практически не разрабатывается в западных СМИ в русле конструктивного выстраивания международных отношений, обычно подчеркивается деструктивная составляющая образа. Сообщается, что с 1977 года в России предпринимались попытки для позитивизации образа медведя в иностранных СМИ, но они к настощему моменту не принесли успеха.
177-190 427
Аннотация
Рассматриваются вопросы взаимодействия импрессионизма и символизма во французской и русской поэзии конца XIX - начала ХХ веков. В творчестве Поля Верлена показано проявление таких черт импрессионизма, как изображение слияния человека и природы (субъекта и объекта изображения), внимание к оттенкам чувств и настроений, суггестивность, синестезия, музыкальность. Доказывается, что, наряду с этими особенностями, мифологические аллюзии, отсылки к иным культурным эпохам и стремление к универсальности свидетельствуют о символистских тенденциях в его творчестве. Авторы приходят к выводу, что соединение импрессионизма и символизма обнаруживается и в жанре «пейзажа души», автором которого является Верлен. Отмечается, что последователем Верлена в русской поэзии стал М. Волошин. Исследуется проблема влияния французской поэзии на русскую литературу начала ХХ века, в частности, на творчество М. Волошина. Авторами рассматриваются как теоретические работы самого поэта, в которых он осмысливает синтез символизма и импрессионизма во французской литературе, давая определение новому типу художественного сознания «нео-реализм», так и циклы стихотворений «Киммерийские сумерки» и «Киммерийская весна», в которых обнаруживаются тенденции символико-импрессионистической поэтики.
191-200 244
Аннотация
Статья посвящена анализу французского сборника «Dans la steppe» (1902), составленного и переведенного С. М. Перским, в который вошли следующие ранние рассказы М. Горького: «В степи», «Дед Архип и Ленька», «Песнь о Соколе», «Емельян Пиляй», «Хан и его сын», «Зазубрина», «Макар Чудра», «Двадцать шесть и одна», «Старуха Изергиль». Уделяется внимание предисловию сборника, написанному Перским, в котором он называет факты из жизни писателя, тем самым обосновывая выбор рассказов и характеризуя основную черту стиля ранних рассказов М. Горького, проявляющуюся в синтезе документального и художественного, а именно в описании «автобиографического» пространства, важной составляющей которого является образ степи. Автор статьи останавливается на трех наиболее показательных в данном аспекте рассказах: «В степи», «Дед Архип и Ленька», «Емельян Пиляй». Автор приходит к выводу, что Перским решаются две основные задачи: во-первых, составитель сборника знакомит читателя с фактами биографии Горького, во-вторых, характеризует авторский стиль, отражающий трансформации документального в художественное. Показано, что сборник, включающий в себя выстроенные в определенной последовательности рассказы, представляет собой историю о поиске писателем своего места в жизни.
201-212 320
Аннотация
Анализируется ранний этап творчества американского писателя-модерниста Уолдо Фрэнка (1889-1967). Рассматриваются взгляды, творчество и социально-культурные проекты Фрэнка в контексте поисков американского модернизма 1910-х годов. Показано, что в этот период он активно участвует в общественной и литературной жизни США, с ноября 1916 года сотрудничает с журналом «The Seven Arts» (1916-1917), вокруг которого объединились молодые литераторы (Дж. Оппенхейм, Ван Вик Брукс, Ш. Андерсон и др.). Характеризуется их проект национально-культурного строительства, нацеленный на самоутверждение американской культуры перед лицом Старого Света. Особое внимание уделяется взглядам Фрэнка на американское общество, которые находят отражение в его книге «Наша Америка» («Our America», 1919): Фрэнк выступает с обличением практицизма, общества потребления и конформизма и предлагает утопический идеал «подлинной Америки», которую предстоит заново открыть. В статье дается обзор отзывов на книгу «Наша Америка», прослеживается эволюция концепции «нашей Америки», восходящей к Симону Боливару и Хосе Марти, в творчестве Фрэнка на протяжении 1920-1930-х годов, постепенное движение к идее единства двух Америк - США и Латинской Америки.
213-222 363
Аннотация
Рассматривается комплекс «оружейных» мотивов в драме Островского «Бесприданница». Актуальность исследования обусловлена отсутствием работ, раскрывающих семантику указанных элементов художественного мира драматурга. Новизна исследования видится в том, что оружейные мотивы в пьесе «Бесприданница» анализируются системно, с учетом их функционирования в других текстах Островского. Особое внимание уделяется эпизодам пьесы, в которых оружейные мотивы представлены наиболее концентрированно и прямо включены в развитие основного сюжета - несчастной любви и гибели главной героини. В ходе проведенного исследования было установлено, что большинство рассматриваемых в драме мотивов обладают уникальной семантикой и не встречаются в других произведениях Островского. Как показал анализ драмы «Бесприданница», ключевые персонажи пьесы, виновные в смерти Ларисы Огудаловой, сопряжены одновременно с несколькими оружейными мотивами: Паратов - пушка и пистолет, Карандышев - топор, пистолет, кинжал, а финальный жест героини, поднявшей брошенный ее убийцей пистолет, - знак ее причастности к собственной гибели, указание на ее готовность разделить ответственность. Авторы приходят к выводу о том, что интерпретация оружейных мотивов позволяет значительно расширить существующее представление о поэтике и характерологии одной из самых известных пьес Островского.

07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ 

224-234 308
Аннотация
Статья посвящена вопросам образования и начального периода деятельности учреждений, связанных с управлением Кавказом: Закавказского, Кавказского комитетов, Кавказского наместничества, VI временного отделения при императорской канцелярии. Новизна исследования определяется введением в научный оборот новых материалов, которые характеризуют деятельность исследуемых органов управления регионом. Отмечается, что обращение к данной проблеме позволяет рассмотреть механизмы управления, с помощью которых осуществлялись административные преобразования на Кавказе, направленные на интеграцию региона в состав Российской империи. Уделяется внимание особенностям взаимоотношений исследуемых органов управления между собой в 30-50-е годы XIX века. Обозначены изменения в подходах к организации управления Кавказским регионом. Особое внимание уделяется усилению российского военно-политического присутствия на территории Кавказа. Показаны особенности проведения административных преобразований. Автор приходит к выводу о том, что реформы оказывались неэффективными из-за несбалансированности и непоследовательности действий властей, в связи с чем перед правительством встал вопрос о необходимости корректировки, а в дальнейшем и кардинальной реорганизации управления Кавказом. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью в отечественной историографии организации управления окраинами Российской империи.
235-245 303
Аннотация
Рассматриваются вопросы, раскрывающие противоречия, приведшие страну к революционным потрясениям февраля 1917 года. Актуальность исследования обусловлена тем, что в нем определяются новые факторы, дополняющие общую картину социального кризиса, вызванного политикой правительства в условиях войны. Особое внимание уделяется вопросу о государственной системе мер социальной поддержки семей солдат, оказавшихся на фронте в годы Первой мировой войны. Сделан вывод о том, что огромные расходы казны должны были обеспечить стабильность настроений воюющих. Подчеркивается, что социальная политика государства была направлена в первую очередь на семьи, оставшиеся без кормильцев, но организация материальной поддержки вступала в противоречие с ведомственными интересами. Поднимается вопрос об эффективности принимаемых государственных мер. Автор останавливается на проблеме массового переселения жителей провинции в Петроград из-за разницы в размере пособий в столице, по сравнению с другими районами империи. Новизна исследования видится в том, что на основе архивных документов, впервые вводимых в научный оборот, иллюстрируются особенности формирования настроений в тылу накануне Февральской революции. Раскрываются характерные черты взаимодействия власти и общества, порожденные противоречиями, вызванными Первой мировой войной.
246-262 327
Аннотация
Рассматривается вопрос об отношении русских консервативных публицистов середины - второй половины 1890-х годов к экономической ситуации, складывавшейся на западных окраинах России в первые годы правления Николая II. Новизна исследования состоит в том, что экономическое развитие тогдашних территорий Украины, Литвы, Белоруссии и Прибалтики впервые рассматривается сквозь призму взглядов представителей отечественного консервативного национализма («русского направления»), для которых прибалтийские и бывшие древнерусские земли были ареной вековой борьбы русского народа с «полонизмом» и «германизмом». Особое внимание уделяется представлениям консерваторов о влиянии этно-конфессионального и сословного факторов на экономическую ситуацию в этих ключевых для Российской империи регионах. Также уделяется внимание оценкам консерваторами политического значения немецкой колонизации в западных русских губерниях и роли «инородческого» фактора в экономической жизни страны. Показаны меры, с помощью которых консерваторы надеялись скорректировать переселенческую политику и завершить тридцатилетний процесс русификации западных окраин. Сделан вывод о том, что в этот период в воззрениях консервативных кругов сохранялась инерция предыдущего царствования, что не вполне соответствовало новым политическим и экономическим реалиям.
263-277 318
Аннотация
В статье исследуется проблема материальных условий жизни многодетных колхозных семей в СССР. Исследование проведено на материалах Государственного архива Свердловской области (ГАСО) и текущего архива Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области (ТОФСГССО) с привлечением Интернет-источников, а также научной и публицистической литературы. Актуальность темы обусловлена ее значимостью для общественных наук, прежде всего - для истории, социологии и экономики. Научная новизна работы видится в том, что в оборот вводятся новые материалы, обнаруженные автором в фондах указанных архивов. Основное внимание в статье уделяется анализу доходов и расходов многодетных семей колхозников. Отмечается, что многодетные семьи редко становились объектом исследований социологов и историков. Утверждается, что в той форме и в тех размерах, в которых осуществлялась государственная поддержка многодетным семьям, она не давала ни социального, ни демографического эффекта. Констатируется, что серьезной дифференциации среднедушевых денежных доходов и расходов обследованных семей колхозников не наблюдалось. Доказывается значительная роль личного подсобного хозяйства (ЛПХ) в экономике обследованных семей. Декларируется, что большую часть расходов многодетных семей колхозников составляли затраты по приобретению продуктов питания и непродовольственных промышленных товаров. Делается вывод, что даже с учетом доходов от ЛПХ среднедушевые доходы (и, соответственно, расходы) многодетных семей были существенно ниже не только аналогичных показателей семей городских рабочих, но и колхозников Свердловской области.
278-290 270
Аннотация
Анализируется деятельность епископа Андрея (Ухтомского) в Сухумской епархии в 1912-1913 годах, направленная на организацию приходской жизни и в целом миссионерской и просветительской работы. Показано, что важным шагом в этом направлении стало создание первого в епархии печатного церковно-миссионерского журнала «Сотрудник Закавказской миссии». Изучение материалов данного журнала позволило сделать выводы о том, что богатый опыт миссионерской работы, накопленный епископом Андреем в Казанской епархии, нашел применение на новом назначении. Доказано, что целью журнала «Сотрудник закавказской миссии» была реализация ключевых задач миссионерской работы; также он стал периодическим изданием Братства Святого Благословенного князя Александра Невского. Представлены результаты анализа публикуемых в этом журнале материалов, которые содержат сведения о конкретных мероприятиях, а также размышления о возрождении приходской православной жизни, организации пастырского служения, церковно-приходских школ, храмов, местной церковно-археологической комиссии и т. д. Сообщается, что журнал издавался до 1916 года. Автор статьи приходит к выводу, что служение епископа Андрея в Сухумской епархии получило осмысление и широкое развитие в дальнейшем.

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

292-307 320
Аннотация
Анализируется проблема трансформаций, которые претерпевает семейная среда в странах постиндустриальной экономики. В качестве наиболее значимых выделены изменения, связанные с уменьшением количественного и поколенческого состава семьи, ослаблением идеи детоцентризма, поиском новых моделей активного родительства, медленным взрослением детей в комфортных условиях современной семейной среды. Подчеркивается социально-эволюционная природа изменений семейного стандарта, определяемого уровнем экономического, социального и культурного развития общества. Показано, что новая социальная ситуация родительства обусловлена кардинальными изменениями всей архитектуры социально-экономических отношений в постиндустриальном обществе. Она характеризуется двумя основными тенденциями: ростом числа профессионально незанятых молодых женщин, стремящихся к самореализации в сфере родительства, и активной заботой семьи о будущем ребенка в обществе высокой конкуренции. Выделены риски личностного развития детей, связанные с реализацией модели активного родительства: снижение инициативности, ответственности и самостоятельности современных подростков и юношей. Выдвинуто предположение, что активное родительство оказывает влияние на состав семейной среды, определяемой теперь уже не только родственными связями и отношениями, но и идейной близостью ее членов. Реальные и сетевые родительские сообщества не только расширяют среду современной семьи, но и отрабатывают вариативные модели родительства, заполняющие пустующую нишу социального норматива семейного воспитания.
308-319 383
Аннотация
Настоящая статья посвящена вопросам улучшения качества творческих работ студентов на английском языке - мини-сочинений, или эссе. Этот вид работы становится все более востребованным при обучении специальностям «журналистика», «связи с общественностью», «массовые коммуникации» и т. п., которые подразумевают как творческий подход, так и частые контакты с зарубежными специалистами, что объясняет необходимость уметь выражать свои мысли грамотно и интересно не только на родном языке, но и на языке международного общения. Такая необходимость обусловливает актуальность настоящей статьи. Автор приводит рекомендации специалистов в области письма из Дьюкского университета (Duke University, США), получившие название «Пять правил эффективного письма на букву С» (“Five Cs”). В статье подробно комментируется каждое из правил с привлечением примеров из практики преподавания письма в высших учебных заведениях России. Также анализируется одно студенческое эссе на предмет соответствия этим правилам. Автор делает вывод о практической пользе данных рекомендаций, необходимости их обсуждения и включения в критерии оценивания студенческих работ, что уже сделано в одном из российских вузов.
320-330 259
Аннотация
Рассматривается один из важнейших этапов разработки теста - этап целеполагания. В качестве исследовательской задачи авторами была определена оценка изученности проблемы целеполагания в педагогической литературе и литературе по тестологии. Авторы доказывают, что от результатов этапа целеполагания зависит качество содержания теста. Также утверждается идея о том, что определение целей проведения тестирования важно для правильной интерпретации его результатов. На основе анализа литературы по тестологии авторы приходят к выводу о том, что, создавая тест, разработчик ставит перед собой задачу отобразить в его содержании то главное, что должны знать обучающиеся в результате обучения, а для этого необходимо структурировать цели проведения тестового контроля. Дается описание различных видов целей обучения. Перечислены выделенные разными исследователями уровни усвоения знаний. Даются рекомендации для правильного формулирования целей тестирования. Уделяется внимание тем знаниям, умениям, навыкам и усвоенным способам деятельности, которые можно проверить с помощью тестов. Авторы статьи приходят к выводу, что определение целей проведения тестирования необходимо для того, чтобы прояснить, какие результаты обучающихся будут оцениваться с помощью теста.
331-345 310
Аннотация
Рассматриваются учебная и воспитательная составляющие непрерывного образования (экономическое обучение и экономическое воспитание). Актуальность выбранной темы обусловлена устойчивой корреляцией между непрерывностью школьного и профессионального образования и его эффективностью. Отмечается, что в рамках новой образовательной парадигмы формируются условия, позволяющие будущему работнику все время повышать собственную квалификацию с учетом трансформирующихся требований к содержанию и методам его деятельности. Проведен обзор теоретической литературы о феномене непрерывного образования и его специфике в современном (прежде всего российском) контексте. Изучение факторов, оказывающих воздействие на учебно-воспитательный процесс, позволяет авторам рассматривать экономическое образование как важный компонент «глобального образования человека». Изложены основы авторской концепции непрерывного экономического образования, в которой подчеркивается роль воспитательной составляющей образовательного процесса. Выделены основные этапы экономического образования с акцентом на воспитание личности, определены его ключевые задачи, а также прогнозируемые преимущества для российских школ и профессиональных образовательных учреждений (вузов и ССУЗов). Авторы приходят к выводу, что в обозримом будущем непрерывное экономическое образование должно трансформироваться в систему стимулирования постоянного самосовершенствования личности в неустойчивом социально-экономическом контексте.
346-357 441
Аннотация
Рассматриваются теоретические основы становления профессии комментатора компьютерного спорта в условиях постиндустриального общества. Подчеркивается, что система профессионального образования должна ориентироваться на подготовку специалистов киберспорта, в которых сегодня остро нуждается индустрия компьютерного спорта. Доказано, что в настоящее время подготовка профессиональных спортсменов киберспорта вообще и комментаторов, в частности, пока носит фрагментарный характер. Выполнен обзор научной литературы. Показано, что в научной среде эта проблема практически не рассматривается. Приводятся определения понятий «компьютерный спорт» / «киберспорт» и др. Автор останавливается на описании деятельности комментатора компьютерного спорта в аспекте конкурентоспособности специалиста на рынке труда. Конкретизировано представление о деятельности комментатора компьютерного спорта, специализирующегося в дисциплине «Контр-Страйк: Глобальное Наступление» («Counter-Strike: Global Offensive»). Новизна исследования заключается в том, что автор предлагает разработанную им трехуровневую компетентностную модель подготовки профессионального комментатора киберспорта в условиях вуза. Описано содержание образовательного модуля, созданного на основе модели, апробированной частично в профессиональной деятельности автора настоящей статьи как комментатора спортивной дисциплины «Counter-Strike: Global Offensive» в ООО «Рухаб».


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)