Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

«Комнаты вре́менного уединения» как элемент безопасной и комфортной образовательной среды

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-8-273-290

Полный текст:

Аннотация

Рассматриваются перспективы использования нововведения, предлагаемого авторами статьи, для повышения уровня безопасности и комфортности школьной образовательной среды. Актуальность исследования обусловлена действием закона «Об образовании в Российской Федерации», нацеленного на дальнейшую гуманизацию учебно-воспитательного процесса. Изложены характеристики авторского проекта - «комнат временного уединения», которые задуманы как запираемые изнутри одноместные кабинки со стулом и выдвижным столом, где любой школьник может уединиться во время перемены. Отмечается, что данные помещения не следует путать с так называемыми «сенсорными комнатами» (или «комнатами релаксации»), которые выполняют большее количество функций и не предполагают обязательного присутствия в них только одного человека. В практической части проанализированы результаты письменного опроса учащихся 7-х - 9-х классов, позволяющие судить о потребности школьников в одиночестве в «междуурочное» время и об их отношении к предлагаемой новации. Показано, что за установку «комнат временного уединения» в российских школах выступает больше половины участников тестирования - 53,3 %. Доля опрошенных, стремящихся или хотя бы склоняющихся к посещению подобных кабинок, составляет 46,4 %. Указываются причины, по которым учащиеся хотят провести перемену наедине с собой.

Об авторах

И. С. Самохин
Российский университет дружбы народов
Россия


М. Г. Сергеева
Российский университет дружбы народов
Россия


Н. Л. Соколова
Российский университет дружбы народов
Россия


Н. Я. Безрукова
Российский университет дружбы народов
Россия


Список литературы

1. Баева И. А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде / И. А. Баева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6. - С. 135-141.

2. Буллинг (издевательства, травля) среди подростков в Российской Федерации : Информационный бюллетень по результатам исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» HBSC 2013/2014 гг. [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа : http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/325519/HSBC-Fact-Sheet-Bullying-among-adolescents-in-the-Russian-Federation-ru.pdf.

3. Воликова С. В. Детско-родительские отношения как фактор школьного буллинга / С. В. Воликова, Е. А. Калинкина // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - № 4. - С. 138-161.

4. Воликова С. В. Школьное насилие и суицидальное поведение детей и подростков / С. В. Воликова, А. В. Нифонтова, А. Б. Холмогорова // Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С. 12-16.

5. Денисова Ю. М. Межличностные отношения студентов и психологическая безопасность образовательной среды колледжа / Ю. М. Денисова, Л. К. Бисеринкина // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 18 дек. 2017 г.) - Чебоксары : Издательский дом «Среда», 2017. - С. 137-139.

6. Думчева А. Г. Особенности отношения педагогов к проблеме духовно-психологической безопасности в образовательной среде / А. Г. Думчева, Д. А. Заварзина // Педагогические и социологические аспекты образования : материалы Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 24 апреля 2018 г.) / редкол : Л. А. Абрамова [и др.]. - Чебоксары : Издательский дом «Среда», 2018. - С. 387-391.

7. Заморская Н. Звонок для мучителя : кого и почему травят в школе [Электронный ресурс] / Н. Заморская, А. Грязев // Газета.ru. - 30.01.2018. - Режим доступа : https://www.gazeta.ru/social/2018/01/29/11629585.shtml

8. Иванова Е. В. Физические параметры и комфортность школьной среды в оценках обучающихся и педагогов [Электронный ресурс] / Е. В. Иванова, О. В. Нестерова, И. А. Виноградова // Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования». - 2018. - Т. 10. - № 1. - С. 81-93. - Режим доступа : http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2018_1_6445.pdf. Doi : 10.17759/psyedu.2018100108.

9. Измерение уровня комфортности школьной образовательной среды / Е. Ю. Пряжникова, Н. И. Ковалёва, М. Г. Сергеева, Н. Л. Соколова // Научный диалог. - 2016. - № 3 (51). - С. 316-328.

10. Кальмова С. Е. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья : учебно-методическое пособие / С. Е. Кальмова, Л. Ф. Орлова, Т. В. Яворовская / под ред. Л. Б. Баряевой. - Санкт-Петербург : НОУ «СОЮЗ», 2006. - 88 с.

11. Кон И. С. Этапы подросткового и раннего юношеского возрастов [Электронный ресурс] / И. С. Кон // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : учебное пособие для студентов педагогических вузов / сост. : И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2007. - 367 с. - Режим доступа : https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/54.php.

12. Лактионова Е. Б. Психологическая комфортность как фактор идентификации учащихся с педагогами в образовательной среде школы / Е. Б. Лактионова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2015. - № 177. - С. 30-35.

13. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников в детских коллективах) [Электронный ресурс] / А. Е. Довиденко, А. П. Третьякова, А. С. Мелях, Л. А. Губарева, М. В. Корба, Н. А. Алексеева, Н. В. Коровина, Т. П. Погадаева. - Екатеринбург : Некоммерческое партнерство «Семья детям», Малоистокский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2014. - Режим доступа : http://www.family2children.ru/upload/file/NN_metod_Bulling.pdf.

14. Милкус А. Исследование ученых : каждого третьего ребенка травили в классе [Электронный ресурс] / А. Милкус // Комсомольская правда. - 23.01.2018. - Режим доступа : https://www.kuban.kp.ru/daily/26784/3818744/.

15. Митин Г. В. Школьное насилие : роль учителя / Г. В. Митин // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2016. - Т. 26 (2). - С. 119-123.

16. Опрос : сколько школьников Днепра подвергаются издевательствам со стороны одноклассников [Электронный ресурс]. - 15.03.2018. - Режим доступа : https://www.056.ua/news/1982014.

17. Петросянц В. Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость : автореферат диссертации … кандидата психологических наук : 19.00.07 / В. Р. Петросянц. - Санкт-Петербург, 2011. - 29 с.

18. Прихожан А. М. Психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития [Электронный ресурс] / А. М. Прихожан // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Сост : И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2007. - 367 с. - Режим доступа : https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/60.php.

19. Самохин И. С. Содержание основных понятий инклюзивного образования / И. С. Самохин, Н. Л. Соколова, М. Г. Сергеева // Научный диалог. - 2016. - № 9 (57). - С. 311-327.

20. Сердюк А. М. Психогигиена детей и подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями : монография / А. М. Сердюк, Н. С. Полька, И. В. Сергета. - Винница : Нова Книга, 2012. - 336 с.

21. Смирнов Н. Институт ЮНЕСКО : в России до трети школьников подвергаются травле [Электронный ресурс] / Н. Смирнов // ТАСС - Информационное агентство России. - 16.08.2016. - Режим доступа : http://tass.ru/obschestvo/3541574

22. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате / А. И. Титарь. - Москва : Изд-во АРКТИ, 2009. - 88 с.

23. Buettner D. Are Extroverts Happier Than Introverts? [Electronic resource] / D. Buettner // Psychology Today. - 14 May 2012. - Access mode : https://www.psychologytoday.com/us/blog/thrive/201205/are-extroverts-happier-introverts.

24. Laney M. O. The Introvert Advantage : How to Thrive in an Extrovert World / M. O. Laney. - 1st edition. - New York : Workman Publishing Company, 2002. - 330 p.

25. Marshall L.Supporting mental health in schools and colleges : Quantitative survey [Electronic resource] / L. Marshall, R. Wishart, A. Dunatchik, N. Smith. - NatCen Social Research, Government Social Research, 2017. - 217 p. - Access mode : https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/634726/Supporting_Mental-Health_survey_report.pdf


Для цитирования:


Самохин И.С., Сергеева М.Г., Соколова Н.Л., Безрукова Н.Я. «Комнаты вре́менного уединения» как элемент безопасной и комфортной образовательной среды. Научный диалог. 2018;(8):273-290. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-8-273-290

For citation:


Samokhin I.S., Sergeyeva M.G., Sokolova N.L., Bezrukova N.Y. “Rooms of Temporary Solitude” as Element of Safe and Comfort Educational Environment. Nauchnyi dialog. 2018;(8):273-290. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-8-273-290

Просмотров: 23


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)