Preview

Научный диалог

Расширенный поиск
№ 8 (2018)

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

9-33 1
Аннотация
Рассматриваются способы передачи на русский язык удмуртских топонимов, главным образом, названий населенных пунктов Удмуртской Республики и сопредельных территорий, где проживают удмурты. Актуальность исследования обосновывается тем, что языковые контакты удмуртов с русскими не могли не отразиться на топонимии региона, а в официальных документах удмуртские названия населенных пунктов зафиксированы в адаптированной русским языком форме. Анализ исчезнувших и функционирующих ныне топонимов позволил авторам свидетельствовать о том, что в процессе исторического развития и взаимодействия языков большая часть удмуртских географических наименований подвергается различного рода модификациям. Выявляются и исследуются различные виды трансформаций: транслитерация, фонетические, морфологические и лексические трансформации, сокращение (опрощение), перевод или калькирование, переосмысление, переименование (деноминация). Показано, что эти изменения не являются случайными, а подчиняются общим закономерностям языка. Авторы делают вывод о том, что основной причиной видоизменений удмуртских топонимов при передаче на русский язык является различие типологических черт славянских и финно-угорских языков. Приводится множество примеров в доказательство того, что при освоении русским языком иноязычных наименований происходит полная или частичная трансформация чужеродных элементов языка-источника, кроме того, к ним добавляются собственные элементы.
34-48 1
Аннотация
Анализируются фразеологические обороты, характеризующие надежного и ненадежного человека. Материал отбирался по критерию присутствия в дефиниции или в контекстном окружении слов надежный или ненадежный и родственных им слов. Представлена методика выявления мотивационных признаков разных уровней согласно критерию различной степени отвлеченности от образного воплощения: частных мотивов, сквозных мотивов и мотивационных доминант. На основе мотивационного анализа фразеологического материала составлены портреты-метаописания, которые включают в себя сквозные мотивы: надежный - это тот, кому можно делегировать чужие трудности; кто способен защитить; кто способен действовать для другого; кто принадлежит кругу своих; ненадежный - это тот, кому нельзя делегировать чужие трудности; кто переменчив; кто не способен действовать для другого (сотрудничать); кто двойствен (двуличен); кто не способен защитить; кто предает. Автор считает, что слова надежный и ненадежный можно рассматривать как интерпретативы в том смысле, в каком трактует Ю. Д. Апресян глаголы вредить, грешить, злоупотреблять, карать, обелять, поддерживать и др. Проводится мысль о том, что выявленные сквозные мотивы в данном случае объективируют то содержание понятий «надежный» и «ненадежный», которое скрыто за дефиниционной семантикой ‘тот, на кого можно положиться’.
49-61
Аннотация
В статье с помощью методики эколингвистического мониторинга анализируются гибридные новообразования, зафиксированные в устной разговорной речи жителей Волгоградской области, вызванные контактами с представителями ближнего и дальнего зарубежья. В исследовании приводятся данные о структуре и динамике населения Волгоградской области, миграционных процессах, влияющих на языковую ситуацию региона. Описываются методика и результаты проведенных опросов, нацеленных на фиксацию в устной речи русскоязычного населения гибридных лексем. Авторами выявляются основные типы разговорного словообразования в полиязычной среде (аффиксация, усечение, эхо-конструкции). Устанавливаются процессы, связанные с элементами гибридизации разговорного словообразования. Отмечается, что для устной речи жителей региона, вовлеченных в полиязычную коммуникацию, характерно появление слов-гибридов, формирование новых синонимических рядов за счет сближения гибридных новообразований с прямыми заимствованиями из неблизкородственных языков, а также с русскоязычными диалектными, жаргонными лексемами. Отмечается появление омонимичных образований за счет фонетического совпадения слов-гибридов с внелитературными лексическими единицами и заимствованиями из других неблизкородственных языков. Фиксируется возникновение новых значений гибридных образований, объясняющихся процессами семантического расширения.
62-73
Аннотация
Статья посвящена изучению поэтических регионализмов как особой разновидности региональных слов. Актуальность исследования обусловлена ростом популярности региональных языковедческих разысканий. Автор исходит из того, что следствием разнообразия подходов к изучению материала в региональной лингвистике является отсутствие унификации в использовании некоторых базовых терминов (например, «регионализм»). Отмечается, что далеко не все типы регионализмов выделены и описаны в научной литературе. Уточняется понятие «регионализм». Показано, что регионализмы могут использоваться носителями разных форм существования языка, то есть функционировать в литературном, просторечном, жаргонном дискурсах. Приводится определение термина поэтический регионализм . Предлагается классификация функций поэтических регионализмов. Выделяются следующие функции: номинативная, этнографическая, стилистическая, идентифицирующая, познавательная, эмотивная и поэтическая. Показано, что поэтические регионализмы являются одним из средств реализации поэтической функции в текстах, описывающих местную действительность, с ними связаны особые эстетические переживания писателя и его читателя, которые основаны на знании региональных реалий и слов, их обозначающих. В качестве примеров приводятся регионализмы, выбранные из произведений поэта, прозаика, драматурга и журналиста В. Гольдовской.
74-87
Аннотация
Рассматривается вопрос о типах семантических отношений, выявляемых посредством Web-сервиса RusVectōrēs. Актуальность исследования обусловлена малой изученностью лингвистических возможностей данного инструмента и дистрибутивной семантики в целом. Новизна исследования видится в том, что впервые поставлена задача анализа видов семантических отношений, выявляемых на основе дистрибутивной семантики, то есть метода, опирающегося на автоматическую обработку очень больших объемов текстов, без использования лингвистической информации. Предлагается классификация семантических отношений, включающая 8 типов парадигматических и 3 типа синтагматических отношения. Показано, что в результате применения рассматриваемого метода выявляются преимущественно парадигматические отношения, причем чаще всего обнаруживаются гипонимы и согипонимы заданного слова. Рассматривается вопрос о том, зависят ли типы выявляемых семантических отношений от того, к какой семантической группе относится слово, для которого эти отношения ищутся. Показано, что такая зависимость просматривается, хотя и требует дополнительной проверки на более представительном материале. Сравнительный анализ пяти семантических групп слов позволил подтвердить общую закономерность (о преобладании гипонимов и согипонимов) и выдвинуть некоторые частные гипотезы относительно корреляций между семантическим типом задаваемого слова и типами выявляемых для него семантических отношений.
88-106 2
Аннотация
Рассматривается языковой образ интеллигента на основе данных, представленных в толковых словарях, в том числе в словарях жаргона и русских народных говоров. Отмечается, что уникальность понятия «интеллигент» обусловливает сложность составления словарной дефиниции. В результате анализа дефиниций слова интеллигент установлено, что в лексикографических источниках нет единообразия в толкованиях: обычно слово представлено как моносемант, в значении которого фиксируется принадлежность человека к определенной социальной группе, в других случаях указывается на принадлежность к группе и одновременно некоторые личностно значимые качества. Подчеркивается, что для перечисления всех зафиксированных в словарях качеств нужно обратиться к разным источникам, в которых представлена взаимодополняющая информация. Обобщая данные словарей, автор формулирует три литературных значения, на основании которых формируются разные образы интеллигента: как представителя класса интеллигенции; как человека, наделенного положительными морально-нравственными качествами вне зависимости от принадлежности к социальной группе; как человека, принадлежащего к классу интеллигенции, но обладающего негативными характеристиками (безволием, приспособленчеством и т. д.). Показано, что по материалам диалектных и жаргонных словарей образ интеллигента можно трактовать в аспекте семантики исключительности, как человека, в силу разных причин чужого для социума преступников и традиционного крестьянского общества.

10.01.00 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЖУРНАЛИСТИКА

108-121 1
Аннотация
Рассматриваются особенности освещения вопроса о национальной идентичности в отечественном литературном процессе первой трети XIX века. Актуальность данного исследования определяется затронутой проблематикой. Внимание автора работы сосредоточено на анализе повести Н. А. Полевого «Краковский замок» (1829). В работе уделяется внимание приемам создания национального типа персонажа, его роли в организации и развитии сюжета, реализации идеи повести. Обосновывается выбор рабочего определения термина образ-персонаж , используемого при выявлении особенностей поэтики романтического сочинения. Для уточнения оценки исторического образа-персонажа вводится понятие - «национальный художественный образ внешности». Особое внимание уделено анализу образа Суворова, его художественного осмысления Полевым. Выявлено типологическое сходство с образом слуги в русской литературной традиции (речевая характеристика персонажа, тип поведения). Автор статьи считает, что образ Суворова является мерилом «русскости»: в качестве его устойчивых характеристик рассматриваются «простота» персонажа, а также набожность, верность долгу, мудрость. Установлено, что изображение событий в фокусе двойной оптики - повествователя и исторического персонажа - позволяет Полевому создавать оппозицию «свое - чужое»: русские - французы, русские - поляки. Таким образом удается выявить и типологические национальные черты, присущих русскому человеку, но при этом реконструировать обобщенный портрет поляка, типические штрихи француза. Новизна исследования связана с осмыслением моделирующей функции исторического персонажа.
122-133 1
Аннотация
В предлагаемом исследовании рассматриваются ценностные компоненты, составляющие образно-смысловой комплекс пути в романе А. Нажжара «Изгнанники Кавказа». В контексте сопряженности пространственной и духовной ипостасей пути главным образом выделяются точка исхода и итог, образ проводника, перекресток, оппозиция «свое/чужое» и связанный с этим мотив судьбы и преодоления. Обозначена роль друидизма в сохранении целостности пространства адыгского этноса. На примере отдельных эпизодов романа продемонстрировано, что разрушение родного черкесам пространства равнозначно его десакрализации, а последнее делает неминуемой трагедию этноса. Обозначен предполагаемый прототип проводника, черкесского шейха Мансура. Отслежен вектор духовной трансформации, происходящей в пределах чужого пространства, и определен символический подтекст постоянного акцентирования автором устойчивости внешнего облика. Доказано, что итог пути, изображенного в романе, обретает какой-либо смысл лишь постольку, поскольку связан со своим Началом. Отдельное внимание уделяется духовным предпосылкам, заложенным в основе создания А. Нажжаром данного романа и способности к «сохранению родины в себе» как одной из доминант его мировосприятия. Новизна исследования состоит в том, что путь как пространственная и духовная категория в романе А. Нажжара «Изгнанники Кавказа» эксплицируется и аналитически осмысляется впервые.
134-146 1
Аннотация
Рассматриваются особенности сюжетного поведения главной героини романа «Дубровский» Марьи Кириловны Троекуровой. Актуальность исследования обусловлена отсутствием работ, объясняющих одну из главных загадок пушкинского текста - несоответствие между описанием обряда венчания и рассказом главной героини об этом событии. Новизна исследования видится в том, что поступки Марьи Кириловны (и в частности, ее отказ предпринимать какие-либо решительные шаги для того, чтобы расстроить свой брак с князем Верейским) анализируются в контексте тех социально-психологических условий, в которых прошли ее детство и юность. Особое внимание уделяется эпизодам романа, позволяющим вскрыть мотивы ключевых поступков главной героини. В ходе проведенного исследования было установлено, что центральное событие романа - брак Марьи Кириловны с князем Верейским - обусловлено не только нерешительностью Владимира Дубровского и его готовностью ни в чем не противоречить воле и желаниям своей возлюбленной, но и стремлением самой главной героини кардинально изменить свою жизнь, избрав в супруги хотя и не любимого, но наиболее перспективного «кандидата». Автор приходит к выводу о том, что интерпретация поступков Марьи Кириловны позволяет по-новому осмыслить любовную коллизию романа, существенно скорректировать представление о характерах и мотивах поведения центральных персонажей.
147-160 2
Аннотация
На основе анализа нарративов о голоде в тылу во время Великой Отечественной войны анализируются некоторые особенности повседневности сельского населения на территории Ульяновского Поволжья. Отмечено, что в меморатах раскрывается преимущественно повседневная жизнь русских крестьянок. Показано, что, несмотря на экстремальность жизни и принципиальное изменение состава семьи, повседневная жизнь женщины включала в себя те же основные элементы, что и в мирное время: добывание и приготовление пищи, воспитание детей, труд на приусадебном участке, поддержание семейно-родственных и соседских отношений, исполнение трудовых и экономических обязанностей перед государством, в том числе и перед местной властью. Однако, как подчеркивает автор статьи, реальности военного времени существенно трансформировали эти составляющие обычной жизни, выдвинув на первый план выработку стратегии физического выживания и прежде всего преодоления голода и его последствий. Как установил анализ нарративов, именно поэтому в военные годы актуализировался тот пищевой рацион и те повседневные жизненные практики, которые были выработаны русским крестьянством для преодоления голода в XIX веке и первую треть XX века. Благодаря анализу устных рассказов о голоде в 1941-1945 годов стало возможным детально раскрыть эмоционально-личностное восприятие и переживания русских крестьянок военного лихолетья. Проведенный анализ, как и всякое исследование повседневности, может существенно дополнить и изменить историческое знание о том времени.
161-171
Аннотация
Статья посвящена автобиографической прозе австрийских писателей Барбары Фришмут и Томаса Бернхарда. Материалом послужили произведения Б. Фришмут «Монастырская школа» и Т. Бернхарда «Причина», в которых отчетливо проступают черты «биографического автора». Исследование проводится в сопоставительном аспекте. Сообщается, что в данных произведениях, посвященных проблеме содержания девочек и мальчиков в интернатах, поднимается вопрос о взаимодействии религии и школы в воспитании детей в послевоенной Австрии. Особое внимание уделяется тому факту, что у обоих авторов есть опыт пребывания в отрыве от семьи: жизнь в интернате Б. Фришмут описана в светлых тонах, а в автобиографической прозе Т. Бернхарда видится безысходность. Выбранный ракурс исследования учитывает женский подход к рассмотрению проблемы в произведении Барбары Фришмут. Актуальность исследования обусловлена интересом современного российского литературоведения к тенденциям развития немецкоязычной литературы XX века, малоизученностью в отечественном литературоведении творчества австрийской писательницы Б. Фришмут и отсутствием сопоставительного анализа автобиографических произведений двух выдающихся представителей австрийской словесности. Показано, что сопоставление двух произведений может быть составной частью более пристального изучения диалога Б. Фришмут и Т. Бернхарда.

07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

173-185
Аннотация
Статья посвящена анализу исследований, связанных с ритуальными атрибутами и символами буддизма ваджраяны. Актуальность исследования обусловлена тем, что ритуальная символика играет огромную роль в жизни социума, особенно там, где получил распространение буддизм ваджраяны, - в странах Гималайского региона, Тибетском автономном округе КНР, в Монголии; у бурят, калмыков и тувинцев. Предлагается классификация научных разработок по временным периодам и направлениям исследований. Выполнен обзор соответствующей литературы, издававшейся с конца XIX века до наших дней. Особое внимание уделяется современным научным трудам в области этнографии и искусствознания. Автор подробно останавливается на анализе историографии по отдельным группам ритуальных атрибутов и символов - это алтарные украшения, молитвенное колесо мани и ритуальный кинжал пурпа. Доказано, что до сих пор учеными исследовались лишь отдельные аспекты ритуальных атрибутов - внешняя форма, функция в ритуале, символическая нагрузка. Показано, что на сегодняшний день не существует полноценных комплексных исследований, посвященных буддийским ритуальным предметам. Поднимается вопрос о необходимости выработки специальной методики этнологического анализа ритуальных атрибутов, которая должна включать в себя лингвистический анализ названия объекта, его иконографические характеристики, способы функционирования и исторический контекст его существования.
186-197 4
Аннотация
Анализируется историческая значимость, характер, содержание, целевая направленность и принципы деятельности экзарха Анфима I (первого главы Болгарской православной церкви) на заключительном этапе национально-освободительного движения болгар в 1870-е годы. Представлена характеристика харизматических качеств экзарха Анфима I как всенародного духовного вождя, глубокого патриота и истинного борца за болгарскую национальную идею, неоднократно рисковавшего жизнью. Основное внимание уделено его деятельности по организации и укреплению независимого национально-церковного устройства болгар как ключевой структуры, обеспечивавшей национальную идентификацию и выступавшей в условиях османского господства прообразом болгарской государственности. Греко-болгарские противоречия рассмотрены как важнейший аспект борьбы за обеспечение национальных качеств независимой болгарской церкви, возглавляемой экзархом Анфимом I. Общественно-политические взгляды экзарха Анфима I, характеризовавшиеся ярко выраженным русофильством, представлены как строгие принципы, организовывавшие его деятельность. В условиях нарастания притеснений турками болгар экзарх Анфим I показан как их ярый и активный защитник перед османским правительством, обращавшийся за помощью к России и государствам Европы. Сделан вывод о том, что деятельность экзарха Анфима I имела исключительно важный, стратегический характер в ходе национально-освободительного движения болгар и была направлена на обеспечение болгарской национальной идеи, исторически глубоко взаимосвязанной с православием и славянством.
198-209
Аннотация
Статья посвящена основным вопросам выражения «русской идеи» в общественно-политической жизни болгар в последней четверти XIX века. Актуальность исследования определяется повышенным интересом в наши дни к распространению российского влияния в современном мире и, в частности, в пределах Юго-Восточной Европы, которая в XX столетии являлась сферой влияния СССР. Автором анализируется историческая значимость, масштабность и содержание «русской идеи» в жизни болгарского общества и государства на примере взглядов и деятельности высших церковных иерархов (экзарха Иосифа I и митрополита Климента Тырновского). «Русская идея» рассматривается в работе не просто как структурный элемент определенной системы общественно-политических взглядов, но и как способ организации историко-политического пространства Болгарии, как особый принцип в стратегическом моделировании направленности ее исторического развития с определенным геополитическим ракурсом на основе славянства и православия. Сделан вывод о том, что «русская идея» в последней четверти XIX - начале ХХ веков являлась ключевым элементом общественно-политической жизни Болгарии, важнейшей исторической характеристикой ее социокультурного пространства и национального самосознания. Однако, несмотря на это, «русская идея» так и не смогла стать политическим выбором Болгарского государства, поскольку в начале ХХ века в политическом пространстве Болгарии возобладал антируссизм, поддерживаемый узкой группой правящей элиты.
210-222
Аннотация
Рассматривается проблема материальных условий жизни многодетных колхозных семей в СССР. Исследование проведено на материалах Государственного архива Свердловской области (ГАСО) и текущего архива Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области (ТОФСГССО) с привлечением Интернет-источников, а также научной и публицистической литературы. Актуальность темы обусловлена ее значимостью для общественных наук, прежде всего - для истории, социологии и экономики. Научная новизна работы видится в том, что в оборот вводятся новые материалы, обнаруженные автором в фондах указанных архивов. Основное внимание уделяется анализу уровня потребления непродовольственных промтоваров многодетных семей колхозников. Утверждается, что потребление указанных товаров обследованными семьями характеризовалось, прежде всего, двумя моментами: невысоким уровнем расходов на их приобретение и предельно упрощенным их ассортиментом. Констатируется, что основными видами промтоваров, приобретаемых многодетными семьями, были ткани, одежда (включая трикотаж) и обувь по наиболее низким ценам. Доказывается, что расходы многодетных колхозных семей на готовую одежду, ткани и обувь отличались довольно широкой дифференциацией. Декларируется, что многие непродовольственные промтовары для многодетных семей были фактически недоступны по причине не только их дороговизны, но и хронической дефицитности. Делается вывод, что среднедушевое потребление непродовольственных промтоваров многодетными семьями колхозников было несколько ниже аналогичного показателя по всем колхозным семьям Свердловской области, а кроме того, значительно уступало уровню потребления семей рабочих промышленности.

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

224-235
Аннотация
Рассматривается один из самых сложных вопросов методики преподавания русского языка как иностранного - видовые различия глаголов повелительного наклонения. Авторы фокусируют внимание на необходимости разработки нового подхода к объяснению различий императивных видов, в основе которого лежит лингвопрагматическая характеристика директивных речевых актов и метод алгоримизированного обучения. Представлена авторская разработка учебного алгоритма, позволяющего минимизировать трудности, возникающие при выборе инофонами несовершенного или совершенного вида императивного глагола. При отборе лингводидактического материала предлагается учитывать три фактора: 1) наличие при глаголе формального маркера - отрицательной частицы не ; 2) однозначные случаи употребления исключительно несовершенного вида на основе выражения им повторяющихся или длительно-процессуальных действий; 3) случаи, когда выбор вида опирается на собственно-прагматические признаки каузируемого действия. Показано, что к таким признакам относятся значения ожидаемости / неожидаемости каузируемого действия. Подчеркивается, что разработанный авторами алгоритм успешно апробирован в пилотном эксперименте со студентами университета «Инсубрия» (г. Комо, Италия), изучающими русский язык как иностранный. Доказано, что алгоритмизация является оптимальным методом обучения инофонов правильному употреблению императивного вида, поскольку алгоритм позволяет, с одной стороны, учесть совокупность лингвистических и экстралингвистических факторов, влияющих на функционирование в речи этой глагольной формы, с другой - более эффективно управлять мыслительной деятельностью учащихся.
236-246 4
Аннотация
Представлена технология обучения архитектурно-градостроительной терминологии на уроках русского языка как иностранного. Авторы исходят из того, что, несмотря на наличие большого количества трудов, посвященных проблеме терминоведения, область архитектурной терминологии и языка архитектуры недостаточно изучена. Обобщается опыт работы преподавателей кафедры русского языка Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин), где уже многие годы разрабатываются педагогические технологии, издаются учебные пособия и методические материалы по формированию коммуникативных компетенций в сфере профессионального общения для иностранных студентов различных уровней обучения. В данной статье исследуется и анализируется сложная терминологическая система подъязыка архитектуры и градостроительства. Предложена технология обучения иностранных студентов архитектурного направления специальной лексике изучаемых дисциплин. Предлагается модель обучения, предполагающая ознакомление иностранных студентов с архитектурно-градостроительными терминами с учетом их формы, семантики и особенностей функционирования в научном тексте. Представлена классификация архитектурно-градостроительных терминов. Рассматриваются продуктивные виды заданий для самостоятельной работы иностранных студентов. Обосновывается целесообразность составления учебных тематических мини-словарей базовых терминов по основным изучаемым дисциплинам.
247-260
Аннотация
Охарактеризована специфика преподавания домашнего чтения в неязыковом вузе на младших курсах бакалавриата (немецкий язык как основной) с использованием информационно-коммуникационных технологий. Отмечается, что занятия в рамках данного курса направлены на формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Актуальность исследования обусловлена важностью развития у студентов-международников уже на начальном этапе обучения навыков монологической речи и первичных навыков ведения дискуссии по проблематике прочитанного произведения. Придается значение также освоению студентами элементов анализа текста. Автор останавливается на принципах отбора литературы для домашнего чтения (аутентичность, доступность, актуальность). Представлен обзор произведений и дидактических материалов, которые привлекаются при организации занятий по домашнему чтению на 1-2 курсах бакалавриата неязыкового вуза. Особое внимание уделяется использованию информационно-коммуникационных технологий в преподавании для эффективности процесса обучения иностранному языку и развитию иноязычной коммуникативной компетенции. Приводятся примеры применения инновационных подходов к организации аудиторной и самостоятельной работы над домашним чтением студентов младших курсов бакалавриата МГИМО МИД России, изучающих немецкий язык как основной.
261-272 15
Аннотация
Рассматриваются вопросы оптимизации учебного процесса физической культуры в высшем учебном заведении. Уделяется внимание развитию профессионально-прикладных физических качеств студентов строительных специальностей. Поднимается вопрос о профессиональной подготовке средствами спортивного ориентирования. Авторы исходят из того, что применение средств и методов спортивного ориентирования на занятиях приведет к улучшению показателей физических качеств, функциональной подготовки и работоспособности инженера-строителя. Отмечается, что спортивное ориентирование, как вид спорта, имеет прямой прикладной перенос двигательных и сопряженных умений и навыков. Подчеркивается, что формируемые у студентов компетенции могут найти применение в трудовой деятельности строительного специалиста. Сделан вывод о том, что используемая методика приводит к изменениям морфофункциональной и двигательной составляющих физической готовности к трудовой деятельности. Представлены результаты сопоставительного анализа экспериментальной и контрольной групп по показателям физического развития, функционального состояния и физических качеств, свойственных строителям. Авторы останавливаются на разработке и апробации методики, применяемой непосредственно на учебных занятиях по физической культуре для студентов-строителей. Доказано, что спортивное ориентирование является прикладным видом спорта для строительных специальностей вуза, средства которого приводят к развитию физических качеств инженера-строителя.
273-290 1
Аннотация
Рассматриваются перспективы использования нововведения, предлагаемого авторами статьи, для повышения уровня безопасности и комфортности школьной образовательной среды. Актуальность исследования обусловлена действием закона «Об образовании в Российской Федерации», нацеленного на дальнейшую гуманизацию учебно-воспитательного процесса. Изложены характеристики авторского проекта - «комнат временного уединения», которые задуманы как запираемые изнутри одноместные кабинки со стулом и выдвижным столом, где любой школьник может уединиться во время перемены. Отмечается, что данные помещения не следует путать с так называемыми «сенсорными комнатами» (или «комнатами релаксации»), которые выполняют большее количество функций и не предполагают обязательного присутствия в них только одного человека. В практической части проанализированы результаты письменного опроса учащихся 7-х - 9-х классов, позволяющие судить о потребности школьников в одиночестве в «междуурочное» время и об их отношении к предлагаемой новации. Показано, что за установку «комнат временного уединения» в российских школах выступает больше половины участников тестирования - 53,3 %. Доля опрошенных, стремящихся или хотя бы склоняющихся к посещению подобных кабинок, составляет 46,4 %. Указываются причины, по которым учащиеся хотят провести перемену наедине с собой.
291-303
Аннотация
Рассматривается вопрос о профессиональной компетентности молодых специалистов, окончивших высшие и средние специальные учебные заведения, в условиях непрерывного образования. В исследовании сделан акцент на экономическом образовании, что обусловлено научной специализацией первого автора статьи. По мнению авторов, отрицательные итоги большинства экономических реформ, осуществляемых в нашей стране, обусловлены неподготовленностью основной части граждан к новому этапу общественного развития, неосведомленностью о базовых экономических явлениях и законах общественной жизни. Актуальность выбранной темы связана с ролью федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, особенности которых анализируются в данной работе после обзора ключевых понятий непрерывного образования: «компетенция», «компетентность» и «профессиональная компетентность». В практической части изложены основы авторской концепции экономической компетентности студентов: дается краткое описание экономических компетенций, входящих в ее структуру, и соответствующих им уровней профессионального образования (базового, профессионального, вспомогательного). Отмечается, что выделяемые уровни подразумевают грамотную смену этапов экономического образования при сохранении таких характеристик профессионального образования, как целостность, открытость для всех верифицируемых аспектов человеческого знания и опора на предшествующий интеллектуально-нравственный опыт.
304-315
Аннотация
Рассматривается проблема поиска механизмов гармонизации межэтнических отношений и этнокультурного развития на различных территориях Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена тем, что на фоне проявившегося кризиса гражданской идентичности, явлений межэтнической нетерпимости, сепаратизма и терроризма возникла опасность дезинтеграции общества. Приводятся определения этнокультурной идентичности и семейного чтения как действенного фактора ее сохранения. Выполнен анализ исследований, посвященных роли языка и национальной литературы в сохранении идентичности. Научно-теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений о семейном чтении, в формировании качественно новых подходов к его осмыслению в условиях глобализации и необходимости сохранения этнокультурной идентичности населения Республики Татарстан. Описан опыт региона по решению данной проблемы. Представлены результаты анкетирования молодых людей, проживающих на территории Республики Татарстан по проблеме семейного чтения. Доказано, что вопросы организации семейного чтения в целях сохранения этнокультурной идентичности требуют повышенного внимания как со стороны государства, так и со стороны педагогической общественности. В практическом плане результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки будущих педагогов и полезны в работе с родителями.

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ. ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

317-334
Аннотация
Анализируются концептуальные основы научно-исследовательского проекта «Литературный процесс в Германии ХХ и ХХI веков», осуществляемого научными сотрудниками ИМЛИ РАН и ведущими германистами России, Белоруссии, Украины, Германии. Обособление германского художественно-эстетического ареала среди немецкоязычного множества позволило дать ясное представление о своеобразии отдельно взятой национальной литературы, осознать специфику формирования германской ментальности и культурной идентичности, а также оно помогает наметить возможные пути развития немецкой словесности в пограничную эпоху - на рубеже ХХ-XXI веков.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)