Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Значение семейного чтения в сохранении этнокультурной идентичности

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-8-304-315

Аннотация

Рассматривается проблема поиска механизмов гармонизации межэтнических отношений и этнокультурного развития на различных территориях Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена тем, что на фоне проявившегося кризиса гражданской идентичности, явлений межэтнической нетерпимости, сепаратизма и терроризма возникла опасность дезинтеграции общества. Приводятся определения этнокультурной идентичности и семейного чтения как действенного фактора ее сохранения. Выполнен анализ исследований, посвященных роли языка и национальной литературы в сохранении идентичности. Научно-теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений о семейном чтении, в формировании качественно новых подходов к его осмыслению в условиях глобализации и необходимости сохранения этнокультурной идентичности населения Республики Татарстан. Описан опыт региона по решению данной проблемы. Представлены результаты анкетирования молодых людей, проживающих на территории Республики Татарстан по проблеме семейного чтения. Доказано, что вопросы организации семейного чтения в целях сохранения этнокультурной идентичности требуют повышенного внимания как со стороны государства, так и со стороны педагогической общественности. В практическом плане результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки будущих педагогов и полезны в работе с родителями.

Об авторах

Е. М. Шастина
Казанский федеральный университет, Елабужский институт
Россия


О. В. Шатунова
Казанский федеральный университет, Елабужский институт
Россия


Г. Н. Божкова
Казанский федеральный университет, Елабужский институт
Россия


Список литературы

1. Авходеева Е. А. Сохранение национально-культурной идентичности в условиях открытого культурного пространства (на примере Китая) : автореферат диссертации.. кандидата философских наук : 24.00.01 / Е. А. Авходеева. - Волгоград, 2016. - 27 с.

2. Азадовский К. М. Рильке и Россия / К. М. Азадовский. - Москва : НЛО, 2011. - 418 с.

3. Акутина С. П. Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии современных детей и подростков : педагогический дискурс / С. П. Акутина // Молодой ученый. - 2015. - № 22 (1). - С. 1-4.

4. Библиотечное обслуживание детей за рубежом : опыт, инновации, источники информации / сост. В. П. Чудинова, К. О. Чудинова. - Москва : Российская государственная детская библиотека, 2011. - 102 с.

5. Верещагина А. В. Кризис института традиционной семьи в России и семейные траектории молодой семьи / А. В. Верещагина, А. П. Бандурин, С. И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016. - № 11. - С. 24-28.

6. Голубева Н. Л. Институт семейного чтения: исторические предпосылки и перспективы развития / Н. Л. Голубева // Школьная библиотека. - 2010. - № 6-7. - С. 101-108.

7. Голубева Н. Л. Чтение школьников в полиэтнической среде / Н. Л. Голубева, Е. В. Лынник // Школьная библиотека. - 2009. - № 6-7. - С. 150-154.

8. Жеребин А. И. Абсолютная реальность («Молодая Вена» и русская литература) / А. И. Жеребин. - Москва : Языки славянской культуры, 2009. - 160 с.

9. Иванова Н. И. Проектная деятельность как метод привлечения детей к чтению / Н. И. Иванова // Новая библиотека. - 2010. - № 19. - С. 28-31.

10. Калинина Т. В. Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников / Т. В. Калинина, М. А. Матвеева // Молодой ученый. - 2015. - № 23. - С. 871-873.

11. Карпова Н. Л. Семейное чтение - семейная библиотерапия / Н. Л. Карпова // Школьная библиотека. - 2004. - № 5. - С. 53-57.

12. Короткова Л. Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л. Д. Короткова // Начальная школа. - 2007. - № 11. - С. 15-17.

13. Мелентьева Ю. П. Семейное чтение : теоретический аспект / Ю. П. Мелентьева // Библиосфера. - 2011. - № 18. - С. 11-14.

14. Мелехина М. Б. Культурно-идентичность: стратегии конструирования и тексты культуры (на материале коми культуры XX - начала XXI вв.) : автореферат диссертации.. кандидата культурологи : 24.00.01 / М. Б. Мелехина. - Санкт-Петербург, 2011. - 22 с.

15. Морзавченков Г. А. Критерии этнокультурной идентичности в условиях глобализации / Г. А. Морзавченков // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия : Социальные науки. - 2010. - № 1. - С. 139-142.

16. Об утверждении государственной программы Республики Татарстан «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014-2019 годы)» (с изменениями на: 30.11.2017) [Электронный ресурс] : постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 октября 2013 года N 785. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/463305411.

17. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015). - Режим доступа : http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17122010-n-1897.

18. Соловьева Ю. В. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка / Ю. В. Соловьева // Вестник ПСТГУ. Серия IV, Педагогика. Психология. - 2005. - Вып. 1. - С. 66-74.

19. Степичева Т. В. К вопросу о традиции семейного чтения / Т. В. Степичева // Библиотековедение. - 2010. - № 5. - С. 59-62.

20. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. - Москва : Знание, 1978. - 96 с.

21. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 томах / К. Д. Ушинский. - Москва : Педагогика, 1989. - Т. 3. - 528 с.

22. Федяева Т. А. Отражения: западно-европейская и русская литература XX-XXI век / Т. А. Федяева. - Санкт-Петербург : Петрополис, 2015. - 216 с.

23. Чудинова В. П. Национальная политика поддержки чтения подрастающего поколения в Японии / В. П. Чудинова, К. О. Чудинова // Поддержка и развитие чтения : тенденции и проблемы (по итогам пяти лет реализации национальной программы поддержки и развития чтения в России) : сборник статей. - Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2011. - C. 199-216.

24. Oyemike V. O. The challenges of Promoting Reading Culture in Nigerian children through Story Hour, Books talks and Exhibit : A case study of selected secondary schools in Owerri / V. O. Oyemike // Library Philosophy and Practice. - 2012. - 12 January. - P. 1-18.

25. Ruterana P. C. Enhancing the Culture of Reading in Rwanda: Reflections by Students in Tertiary Institutions / P. C. Ruterana // The Journal of Pan African Studies. - 2012. - Vol. 5. - № 1. - P. 36-54.


Рецензия

Для цитирования:


Шастина Е.М., Шатунова О.В., Божкова Г.Н. Значение семейного чтения в сохранении этнокультурной идентичности. Научный диалог. 2018;(8):304-315. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-8-304-315

For citation:


Shastina E.M., Shatunova O.V., Bozhkova G.N. The Importance of Family Reading in Preservation of Ethno-Cultural Identity. Nauchnyi dialog. 2018;(8):304-315. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-8-304-315

Просмотров: 509


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)