Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Дуальная система образования Германии: исторический контекст

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-10-301-312

Полный текст:

Аннотация

Рассматриваются вопросы генезиса дуальной системы образования Германии в историческом контексте: от средневековых ремесленных гильдий и формирования трудовой этики протестантизма до современных проблем, связанных с глобализацией образовательного пространства, цифровизацией экономики и производства, миграционных кризисов. Показано, что дуальное образование Германии представляет собой уникальную систему, (1) имеющую установленные технологические параметры соотношения теории и практики, контрактного взаимодействия студента и работодателя, экономического обеспечения процесса обучения; (2) основанную на парадигме трудового воспитания; (3) предполагающую социальное партнерство профессиональных школ и производственных предприятий, поддерживаемое органами федеральной власти и властями земель Германии, Федеральным институтом профессионального образования, общественными организациями. Охарактеризованы этапы в истории развития дуального образования Германии: создание трудовых школ в эпоху раннего и аскетического протестантизма, возникновение педагогической теории, соединившей идею трудовой этики с нравственной культурой в эпоху прагматического протестантизма, реформа трудовой (народной) школы Г. Кершенштейнера в эпоху неопротестантизма, дезинтеграция образования в эпоху мировых войн и идеологических кризисов, возрождение дуальной системы образования и ее проблемы в эпоху глобализма. Представлены результаты анализа историко-педагогических исследований российских и зарубежных авторов, официальных нормативных правовых документов, регламентирующих процесс дуального образования в Германии, материалов конгресса по проблемам профессионального образования, проходившего в г. Берлине в июне 2018 года, которые позволили определить закономерности и перспективы развития дуальной системы образования Германии.

Об авторе

А. Ю. Плешакова
Уральский государственный горный университет
Россия


Список литературы

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения / М. Вебер. - Москва : Прогресс, 1990. - 808 с.

2. Гейне Г. К истории религии и философии в Германии / Г. Гейне. - Москва : Прогресс, 1994. - 224 с.

3. Гербарт И. Ф. Избранные педагогические сочинения / И. Ф. Гербарт. - Москва : Гос. учебно-пед. изд-во РСФСР, 1940. - Т. 1. - 289 с.

4. Кершенштейнер Г. Избранные сочинения / Г. Кершенштейнер. - Москва : Книгоиздательство К. И. Тихомирова, 1918. - 327 с.

5. Кузьмина Ю. А. Влияние протестантизма на развитие трудового воспитания в немецкой педагогике XVI - XX вв. : диссертация.. кандидата педагогических наук / Ю. А. Кузьмина. - Ростов-на-Дону, 2007. - 160 с.

6. Маллямова Э. Н. Становление и развитие ценностной парадигмы воспитания в немецкой педагогике конца XIX - начала XX вв. : историко-теоретический аспект : диссертация.. кандидата педагогических наук / Э. Н. Маллямова. - Ульяновск, 2006. - 196 с.

7. Оболенская С. В. Политика Бисмарка и борьба партий в Германии в конце 70-х годов XIX в. / С. В. Оболенская. - Москва : Наука, 1992. - 174 с.

8. Плешакова А. Ю. Влияние личностной и социальной идентичности на формирование профессиональной идентичности / А. Ю. Плешакова // Человек в условиях социальных изменений : материалы международной научно-практической конференции, 25 апреля 2018. - Уфа : Издательство БГПУ им. М. Акмуллы, 2018. - С. 96-99.

9. Хадарцева Л. С. Влияние протестантской трудовой этики на развитие экономики [Электронный ресурс] / Л. С. Хадарцева, З. В. Кокоева // Baznica.info. - 2 марта 2015. - Режим доступа : http://baznica.info/article/vliyanie-protestanstkoj-trudovoj-etiki-na-razvitie/.

10. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику / А. Шелтен. - Екатеринбург : Издательство УГППУ, 1996. - 288 с.

11. BIBB - Federal Institute for Vocational education and training [Electronic resource]. - Access mode : https://www.bibb.de/en/.

12. Ebner Ch. Entstehung und Merkmale des dualen Ausbildungssystems [Electronic resource] / Ch. Ebner, A. Uhly // Bundeszentrale für politische Bildung. - 27 мая 2016. - Access mode : http://www.bpb.de/gesellschaft/bildung/zukunft-bildung/228394/entstehung-und-merkmale.

13. Greinert W. D. Orhanisationsmodelle und Lernkonzepte in der beruflichen Bildung / W. D. Greinert. - Stuttgart, 2001. - 117 p.

14. Gutek G. L. Pestalozzi and Education / G. L. Gutek; Loyola University. - Chicago : Random House, 1968 - 178 p.

15. Kuebert F. “Bildungseinheit” und Systemtransformation. Beitraege zur bildungspolitischen Entwicklungwn in den neuen Bundeslaendem und im oestlichen Europa. [Electronic resource] / F.Kuebert / Free eBooks Download. - 1999. - Access mode : https://mainlibraries.com/browse/-bildungseinheit-und-systemtransformation.

16. Lipsmeier A. Berufsbildungspolitik in den 70er Jahren: eine kritische Bestandsaufhahme fur 80er Jahre / A. Lipsmeier. - Wiesbaden : Steiner, 1983. - 157 S. - ISBN 978-3515041751.

17. Stenstrom M. L. Strategies for reforming initial vocational education and training in Europe / M. L. Strenstrom, J. Lasonen // Final Report of the Project. Leonard da Vinci/Transnational Pilot Projects. Multiplier Effect, Strand III.3.a. - Jyväskylä : Institute for Educational Research; University of Jyväskylä, 2000. - P. 130-145.

18. Stratmann K. Das Problem von Lernbeeintrachtigten Jugendlichen bei Auftrag des Ministers fur Wirtschaft, Mittelstand und Verkehr des Landes Nordrhein-Westfalen / K. Stratmann. - Dusseldorf, 1983.


Для цитирования:


Плешакова А.Ю. Дуальная система образования Германии: исторический контекст. Научный диалог. 2018;(10):301-312. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-10-301-312

For citation:


Pleshakova A.Y. Dual System of Education in Germany: Historical Context. Nauchnyi dialog. 2018;(10):301-312. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-10-301-312

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)