№ 1 (2018)
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
9-21 423
Аннотация
Рассматриваются вопросы систематизации лексики, различия семантической и тематической классификаций лексических единиц. Особое внимание уделяется изучению гиперо-гипонимических связей между лексемами в структуре тематического поля. Представлен анализ теоретической литературы по данной проблеме. Поднимается вопрос о роли дефиниционного анализа при систематизации лексического состава языка. Новизна исследования видится в том, что лексические единицы, обозначающие инструменты и орудия труда, во французском языке классифицируются впервые. Актуальность исследования обусловлена интересом многих ученых к вопросам системного устройства языка, в частности лексики. Приводятся определения понятий «семантическое поле» и «тематическое поле». Автор останавливается на том, что конкретные лексемы мотивированы понятиями о предметном мире и объединяются в тематические совокупности, а абстрактные единицы мотивированы миром абстрактных понятий и соответственно относятся к семантическим объединениям. Показано, что лексемы, выражающие общие понятия инструментов и орудий труда во французском языке, являются гиперонимами по отношению к словам, обозначающим конкретные инструменты и орудия труда. Предлагается классификация лексических единиц, обозначающих названия инструментов и орудий труда на основе иерархических связей внутри поля: лексико-тематическое поле, лексико-тематическая группа, лексико-тематический ряд, лексема.
22-34 364
Аннотация
Статья посвящена описанию ряда фразеологизмов с каузальной семантикой. Анализируются единицы следующих семантических групп: «Заставлять. Вынуждать», «Подчинять», «Изводить. Эксплуатировать». Каузация понимается широко с включением в это понятие причинно-следственных, целевых и уступительных отношений. Указанная семантика вербализируется посредством фразеологизмов, описывающих определенную каузальную ситуацию. Такая ситуация подразумевает наличие каузатора (активный участник), каузируемого лица или каузируемого объекта (пассивные участники). Стержневым компонентов изучаемых фразеологических единиц является каузативный глагол в форме инфинитива. Лингвокультурологический анализ позволяет автору выявить национально-культурные особенности репрезентации каузальной семантики на уровне фразеологии. Показано, что воздействие каузатора на каузируемое лицо в русской ментальности оценивается в большинстве случаев негативно и соотносится с физическим воздействием на него, с ограничением его действий. Описаны основные образы фразеологизмов указанной семантики. В составе ФЕ оказываются частотными такие компоненты, как голова, ум, разум, душа (сердце) , символически обозначающие органы, на которые оказывается воздействие. Представлена структура семантических групп с вычленением семантических рядов. Описаны синонимические и антонимические отношения внутри этих объединений. Охарактеризованы полисемичные связи на уровне фразеологии.
35-46 360
Аннотация
Рассматриваются народные мемуары как речевой жанр интернет-коммуникации. Дается определение народным мемуарам как воспоминаниям, автором которых является не профессиональный писатель, а рядовой носитель языка. Целевая установка автора статьи продиктована, во-первых, лингвистическим интересом к исследованию мемуаров с точки зрения проблематики одного из наиболее активно разрабатываемых направлений современного языкознания - жанроведения; во-вторых, потребностью изучения четких законов изменения традиционных (имевших первоначально бумажную фактуру) жанров, в процессе освоения нового коммуникативного пространства. Новизна исследования видится в том, что впервые в данной работе интернет-жанр народных мемуаров выступает в качестве полноправного лингвистического объекта исследования наряду с существующими в филологической традиции изучения литературным жанром и традиционным речевым жанром, выходящим за рамки профессионального литературного творчества. Анализируются структурно-семантические параметры интернет-жанра народных мемуаров по жанровой модели, разработанной Л. Ю. Щипициной. В рамках описания данных параметров устанавливается и описывается структурная организация жанра, а также содержание, воплощенное в его структурных элементах. Доказывается, что структурные и содержательные особенности интернет-жанра народных мемуаров подвергаются модификации по сравнению с традиционным жанром народных мемуаров, имеющим бумажный субстрат.
47-56 318
Аннотация
Рассматривается взаимодействие союза а и его конкретизаторов по сути, по существу, в сущности . Актуальность исследования обусловлена необходимостью всестороннего изучения каждой служебной единицы, оформляющей те или иные типы отношений, важностью выявления ее конструктивных и сочетаемостных возможностей. Практическая реализация исследования служебной лексики на современном этапе видится в возможности лексикографического представления полученных сведений в специальных словарях. В работе дан краткий обзор лингвистической литературы, посвященной описанию лексем по сути, по существу, в сущности как лексикализованных словоформ и как дискурсивных слов . В центре внимания находятся типы конструкций, строящихся на основе сочетания союза а с названными конкретизаторами. Новизна исследования заключается в полученных результатах, ранее не отмечавшихся в работах, посвященных исследуемому союзу и его конкретизаторам. В результате анализа устанавливается, что союз а и названные конкретизаторы имеют совпадающие элементы семантики и что такое совпадение свидетельствует о семантическом согласовании союза и его конкретизаторов. В статье показана специфика конструкций с союзом а , позволяющих эксплицировать противительную семантику лексем по сути, по существу, в сущности .
57-69 376
Аннотация
Рассматривается проблема амбисемии в сфере русской лингвистической терминологии XVIII - начала XX веков. Отмечается, что в настоящее время существует множество работ, посвященных исследованиям в сфере терминологической семантики, при этом в фокусе внимания исследователей оказываются такие явления, как синонимия, антонимия, омонимия, полисемия в терминологии. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что проблема амбисемии терминов, в частности лингвистических, недостаточно изучена. Автор утверждает, что это весьма характерное явление терминологии, находящейся не только на ранней стадии своего существования, но и на более поздних этапах. Показано, что до тех пор, пока варьирующая часть семантики термина не сформируется как величина категориальная, термин может функционировать с разным объемом содержания. Автор утверждает, что амбисемия - это неотъемлемая, естественная характеристика лингвистической терминологии, находящейся на стадии своего формирования. Делается вывод о причинах амбисемии: влияние других языковедческих традиций, в частности греко-латинской и западноевропейской; принадлежность исследователей к разным школам, направлениям и традициям; недостаточная изученность тех или иных языковых явлений; сложность фактов и явлений языка, требующая многостороннего и многоаспектного изучения.
10.01.00 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЖУРНАЛИСТИКА
71-82 401
Аннотация
Рассматриваются принципы и приемы нарушения нарративного высказывания текста. Приводятся типологически близкие тенденции в использовании «нарративных трансформаций» в литературе и кино. Комментируется принципиальное различие их воплощения в различных знаковых системах. В работе показано, что к нарративным трансформациям в кинотексте относятся: открытость композиционного построения (нарушение порядка частей, пропуск частей, открытый финал), фрагментарность; сюжетная полисемия (многовариантность); полисубъектность; лакуны (места неопределенности). Уделяется особое внимание анарративности как основной стратегии неклассической художественной парадигмы, определяемой как отсутствие событийного опыта бытия. Подобные поиски связаны с кризисом Я-сознания, для которого разрушение личного событийного опыта означает утрату самоидентичности. Нарративные трансформации рассматриваются на примере следующих фильмов: «Необратимость» (реж. Гаспар Ноэ), «Сошедшие с небес» (реж. В. Кунин), «Карты, деньги, два ствола» (реж. Гай Ричи), «Расёмон» (реж. А. Куросава), «Трансъевропейский экспресс» (реж. А. Роб-Грийе), «Реконструкция» (реж. Кристоффер Бое), «День сурка» (реж. X. Рэмис), «Беги, Лола, беги (реж. Т. Тыквер), «Пустой дом» (реж. Ким Ки Дук), «Ни поездов, ни самолетов» (реж. Й. Стеллинг), «Амели» (реж. Жан-Пьер Жене) и др.
83-95 390
Аннотация
В статье приводятся сведения о прохождении Гоголем лечебных курсов на Северном море в Остенде и в грефенбергской водолечебнице доктора Винценца Присница. В качестве исследовательской задачи определена попытка оценить на основе эпистолярного наследия Гоголя и воспоминаний его современников влияние терапии холодной водой на самочувствие писателя. Особое внимание было уделено раскрытию историко-культурного контекста путешествий русских дворян в XIX веке по западно-европейским курортным городам. Проанализированы воспоминания современников Гоголя о термальной терапии. Сформулирован вывод о том, какое действие оказывало термальное лечение на здоровье и творческий настрой Гоголя, как терапия в бельгийском Остенде и чешском Греффенберге (совр. Есеник ) помогала ему оправляться от затяжных болезней. Актуальность исследования обусловлена тем, что тема пребывания Гоголя на «холодном» курорте в Остенде и в водолечебнице доктора Присница поднимается в гоголеведении впервые и представляет интерес в контексте исследования биографии писателя и его мемориальной топонимики. Результаты исследования могут быть применены в изучении жизни и творчества Гоголя, а также в преподавательской практике по курсу истории русской литературы.
96-108 362
Аннотация
Рассматривается характер отражения образа русского в аборигенных преданиях и рассказах на протяжении длительного периода на территории Якутии. Приводятся данные о составе этносов в процентном соотношении ко всему населению северных районов, где в основном проживают коренные народы (чукчи, эвены, юкагиры), как свидетельствует перепись 2010 года. Актуальность исследования обусловлена тем, что образ русского в устной прозе коренных народов Севера не рассматривался в динамике. Используются записи текстов, сделанные в указанном регионе во время экспедиций. Проводится сравнение с текстами прозаических произведений, зафиксированных у иных носителей фольклора - коренных народов пограничных земель и краев. Новизна исследования заключается в сравнении записей разных лет: представлены как ранние легенды и семейные истории чукчей, эвенков, эвенов, юкагиров и якутов, которые были записаны в первые годы фиксации фольклора, так и тексты, зафиксированные сравнительно недавно. Автор доказывает, что образ русского в несказочной прозе народов Якутии претерпевает изменения - от мифологического образа чужеземца до современного персонажа автобиографических рассказов начала XXI, породнившегося с якутами или являющегося распорядителем природных ресурсов.
07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
110-123 344
Аннотация
Цель статьи - проанализировать деятельность внутренней Нижегородской миссии в лице братства Святого Креста в период с 1906 по 1916 годы. «Указ об укреплении начал веротерпимости» 1905 года, с одной стороны, поставил Нижегородское епархиальное руководство в более сложные условия миссионерской работы, а с другой - способствовал появлению новых форм деятельности: миссионерские курсы общероссийского значения, бесплатная раздача листков и брошюр религиозно-нравственного содержания, кружки ревнителей православия. Однако в силу загруженности пастырей делами кружки не были созданы во всех приходах. Не был организован выпуск местного миссионерского журнала. Ярмарочные беседы из-за редкого участия в них староверов-начетчиков были направлены на защиту православных государственной церкви от влияния «раскола». Антистарообрядческая миссия братства Святого Креста испытывала недостаток в руководящих кадрах, имеющих духовное или миссионерское образование. Согласно отчетам братства, число присоединенных к государственной церкви превосходило число ушедших к староверам, а основную угрозу представляло распространение сектантских и атеистических идей. Обесценивание традиционных духовных понятий после поражений в период первой мировой войны привело к охлаждению крестьян к религиозным вопросам.
124-136 406
Аннотация
Статья посвящена эволюции флагманской образовательной программы Европейского Союза ERASMUS и ее влиянию на европеизацию высшего образования. Рассматриваются вопросы развития академической мобильности и программ обмена, совместных образовательных программ, а также транснациональных университетских сетей. Особое внимание уделяется анализу исторического контекста и причин ее формирования, основным этапам развития, а также влиянию, которое она оказала на европейскую интеграцию в сфере высшего образования. Выделены основные этапы развития программы ERASMUS, показано их содержание и особенности трансформации программы. Авторы приходят к выводу, что, хотя первые оценки программы относительно ее вклада в развитие европейской идентичности и карьерных перспектив выпускников были немного завышены, в конечном итоге она способствовала сотрудничеству между университетами и укреплению транснационального академического сообщества, которое было заинтересовано в дальнейшем расширении наднационального регулирования и способствовало закреплению полномочий ЕС в данной сфере. Отмечается, что она стала площадкой для апробации инструментов сотрудничества, которые впоследствии были закреплены в положениях Болонской декларации. Подчеркивается, что именно программа ERASMUS стала одним из источников финансирования Болонских реформ.
137-157 439
Аннотация
Исследование процессов денационализации и аренды в мелкой промышленности Сибири при переходе от военного коммунизма к новой экономической политике позволяет более полно раскрыть сущность нэпа и цели большевиков по отношению к мелким собственникам, показать реализацию этих нэповских направлений в условиях Сибири, выделить их особенности. Основными источниками работы послужили опубликованные документы региональных советских и партийных учреждений, а также материалы из фондов Российского государственного архива экономики и Государственного архива Новосибирской области, часть которых впервые вводится в научный оборот. В статье дана краткая характеристика состояния кустарно-ремесленного производства региона к 1921 году. Делается вывод о наличии условий для восстановления мелкой промышленности. Анализируются ход денационализации, ее сроки, объекты. Рассматривается вопрос о возвращении кооперативной промышленности. Раскрываются особенности арендной кампании, ее объемы, перспективы и роль в сибирской экономике. Обозначаются приоритетные методы проводимой политики денационализации и аренды. Уделяется внимание региональным подходам в их осуществлении с 1921 по 1923 годы. Автор приходит к выводу, что, несмотря на некоторые положительные моменты в деле реализации данных нэповских направлений, они носили ограниченный характер и в начале новой экономической политики нередко продолжали сосуществовать с военно-коммунистическими методами управления сибирской мелкой промышленностью.
158-170 362
Аннотация
Статья посвящена деятельности органов городского общественного самоуправления Восточной Сибири по решению продовольственного вопроса в годы Первой мировой войны. Автор указывает, что этой проблемой, в том числе на обширных территориях уездов, занимались городские власти, поскольку в Сибири не было земства. Показано, что в условиях дефицита ресурсов, неимения какого бы то ни было плана действий они начали объединяться вокруг региональных комитетов Всероссийского союза городов. Сообщается, что на съезде представителей городов Восточной Сибири в Иркутске 15-19 апреля 1916 года вопрос о снабжении населения продуктами питания был одним из основных. Отмечается, что уже подготовительная работа по организации съезда позволила выявить местные причины дефицита и дороговизны товаров, сравнить опыт в регулировании цен, проведении закупочных операций. Подчеркивается, что участие в съезде муниципалитеты использовали в качестве возможности согласовать интересы, сформулировать и высказать свои пожелания относительно тех срочных мероприятий, которых ждали от правительства. Изучение того, как города подходили к решению проблем военного времени на областных съездах, позволяет автору статьи анализировать непосредственные причины перелома во взаимоотношениях власти и общественности, а также сделать выводы о том, почему продовольственный вопрос постепенно приобретал политическое звучание.
171-185 333
Аннотация
Статья посвящена практически неразработанной в отечественной историографии теме, в том числе и в региональном аспекте. Целью написания статьи было исследование денежных доходов и расходов неполных семей колхозников Свердловской области в 1960 году. Исследование проведено на материалах Государственного архива Свердловской области (ГАСО) и текущего архива Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области (ТОФСГССО) с привлечением интернет-источников, а также научной и публицистической литературы. Актуальность темы обусловлена ее значимостью для общественных наук, прежде всего - для истории, социологии и экономики. Научная новизна работы видится в том, что в оборот вводятся новые материалы, обнаруженные автором в фондах указанных архивов. Отмечается, что любая семья, в том числе неполная, представляет собой специфический правовой институт, выполняющий целый ряд важных социально-экономических функций. Утверждается, что, несмотря на значимый общественный вес неполных семей, их материальное положение в советский период практически не исследовалось. Констатируется, что наблюдалась довольно серьезная дифференциация денежных доходов и расходов обследованных неполных семей колхозников. Заявляется, что в составе семей обращает на себя внимание отсутствие в них мужчин, что было довольно распространенным явлением в послевоенные годы. Доказывается огромная роль личного подсобного хозяйства (ЛПХ) в экономике обследованных семей: для их значительной части продукты подсобного хозяйства составляли основу ежедневного рациона питания. Декларируется, что большую часть расходов неполных семей колхозников составляли затраты по приобретению продуктов питания и промышленных товаров. Делается вывод, что даже с учетом существенных доходов от ЛПХ суммарные доходы неполных семей были значительно ниже доходов городских рабочих семей.
186-208 384
Аннотация
Впервые рассматриваются особенности освещения отечественными и зарубежными исследователями переписки японских военнопленных, размещенных в лагерях НКВД-МВД СССР (1945-1956 гг.). Статья содержит историографический анализ работ историков России, Казахстана, Швейцарии, Японии, опубликованных в период с 1992 по 2017 годы, в которых в той или иной степени освещалась переписка японских военнопленных. Выявлены и проанализированы сведения о различных аспектах данной темы, содержащиеся в диссертациях и монографиях, научных статьях российских и зарубежных исследователей. Автор выявил, что к настоящему времени, несмотря на большое количество научных работ о японских военнопленных, не издано ни одной работы, посвященной переписке японских военнопленных, размещенных в лагерях на территории СССР. Тем не менее вопрос нашел отражение в диссертациях, монографиях, научных статьях, посвященных иностранным военнопленным второй мировой войны в СССР. Однако анализ особенностей освещения историками переписки японских военнопленных с родными и близкими предпринят в данной статье впервые. Определены как достижения, так и недостаточно изученные аспекты проблемы. Выявлен целый ряд вопросов и перспективных направлений, требующих дальнейшего изучения.
209-220 334
Аннотация
Целью статьи является обобщение и характеристика основных данных об источниках по изучению жилой архитектуры укрепленных поселений синташтинско-петровского типа. Дается краткое описание самих поселений. Рассматриваются теоретические аспекты возможности изучения архитектуры по археологическим источникам. Приводятся сведения о проведенных полевых исследованиях: как о собственно археологических раскопках, так и об изучении дистанционными методами - геофизическими, дешифровки аэрофотоснимков. Общее количество известных к настоящему времени поселений составляет 24, на 14 из них велись раскопки, раскопанных жилищ - 167, из них 71 раскопано полностью, для 11 поселений получены микромагнитные карты всей или большей части площади, для 21 проведена дешифровка аэрофотоснимков. Обсуждаются возможности сопоставления и взаимодополнения результатов, полученных разными методами. Поднимаются вопросы о качестве проведенных исследований, о полноте их отражения в полевых отчетах и публикациях. Сделан вывод о достаточно обширной базе источников, накопленной на сегодняшний день, основной вклад в пополнение которой внесли три научных коллектива. Новизна исследования заключается в суммировании данных многолетних полевых исследований, представлении информации об источниках не только в текстовом, но и в табличном и графическом формате.
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
222-230 368
Аннотация
В статье проведен анализ национальных стандартов нормативного правового регулирования и стандартов качества в сфере образования. Рассмотрены особенности использования категории «риск» применительно к деятельности образовательных организаций в Российской Федерации. Обращается внимание на наиболее востребованные способы применения риск-ориентированного подхода при проведении государственного контроля в различных сферах экономики. Подчеркивается важность использования подобных методов в образовании. На основании анализа динамики законотворчества в Российской Федерации сделан прогноз развития надзорной деятельности в образовательной сфере. Предполагается, что в сфере управления качеством образования на государственном и ведомственном уровнях будут востребованы методы оценки и управления рисками. Сделан вывод о том, что применение риск-ориентированного подхода в современных условиях становится необходимым в деятельности внутренней системы обеспечения качества образования высших учебных заведений Российской Федерации. Научная новизна и практическая значимость исследования видится в том, что авторами описаны основные требования к применению риск-менеджмента в образовательной организации. Отмечено наличие потребности в скорейшем формировании научно-обоснованной методологической основы оценки и управления рисками и нормативного закрепления ее ключевых положений.
231-243 348
Аннотация
Рассматривается вопрос о создании условий в общеобразовательной школе для развития творческого потенциала учащихся. Отмечается, что развитие креативного мышления старшеклассников является основой для формирования инновационного потенциала будущего специалиста, поэтому в настоящее время представляет собой одну из основных задач школьного образования. Представлены результаты поиска условий развития творческого потенциала учащихся старших классов с помощью модифицированной методики Дж. Гилфорда, субтекста «Использование предметов», предлагающего задание на перечисление максимально полного набора вариантов использования какого-либо предмета. Автором выявлены условия, которые способствуют раскрытию креативного потенциала старшеклассников, среди которых выделяются опора в процессе творческой деятельности на наглядно-образное мышление и использование заданий, ориентированных на развитие наглядно-образного мышления, связанных с творческим самовыражением, фантазией, проявлением индивидуальности, внутренней мотивацией, интересом, самоцелью, преобразованием, исследованием, созиданием нового. Указывается, что развитию креативности способствует отказ от жесткой постановки задач перед учащимися, что позволяет им проявлять индивидуальность. Отмечается, что развитие творческого потенциала учащихся может осуществляться на кружковых занятиях. Показано, что результат эксперимента позволит совершенствовать формы организации внеклассных и внешкольных кружковых занятий и творческих домашних заданий.
244-264 325
Аннотация
Анализируется образовательная практика уральских школ в годы Великой Отечественной войны. На основе документов из архивов и музеев Пермского края воссоздается история школы в период 1941-1945 годов. Представлены материалы об организационно-педагогических проблемах тех лет и их решении на местах. Анализируется осуществление всеобуча, введение начальной военной подготовки, формы обучения и воспитания в их взаимосвязи с реалиями военного детства. Приводятся сведения об участии школьников в помощи фронту. Автор доказывает, что во второй половине 1930 - начале 1940-х годов сложилась система образования и общественного воспитания, имеющая жесткий социальный заказ. Показаны способы решения актуальных задач патриотического и военно-физического воспитания. Описаны элементы передового педагогического опыта и мастерства учителей как явления, выражающего сущность процессов в конкретный период и непреходящего по своему значению. Актуализируется значимая линия исторического генезиса детства, связанная с ролью ребенка как субъекта истории. Публикация является частью исследовательской работы о военном детстве и ограничивается историко-педагогическим анализом педагогического опыта, воплощенного в школах Молотовской области в годы войны.
265-277 344
Аннотация
Рассматривается вопрос функционирования механизмов смысловой саморегуляции в ситуации профессионального кризиса личности педагога. В ходе теоретического анализа особое внимание уделяется проблематике регуляции поведения в кризисных ситуациях. Выполнен обзор исследований, посвященных роли ценностно-смысловых образований личности в сложных жизненных и профессиональных ситуациях. Эмпирическое исследование подтвердило гипотезу, что в ситуации переживания профессионального кризиса личности происходит запуск механизмов смысловой саморегуляции. Показано, что компоненты регуляции переживания педагогами профессионального кризиса личности взаимосвязаны с параметрами смысловой сферы, в частности, со смысложизненными ориентациями, образуя сложный, целостный механизм. Центральным звеном смысловой саморегуляции было определено моделирование, тесно связанное со смысложизненными ориентациями и стабильностью самооценки педагога. Выдвинуто предположение, что моделирование является универсальным механизмом, позволяющим справляться с кризисной ситуаций вне зависимости от особенностей профессиональной направленности педагога. Механизмы смысловой саморегуляции продемонстрировали сложный, неоднозначный характер взаимосвязи с особенностями переживания профессионального кризиса, что позволило предположить наличие разных типов смысловой саморегуляции и разных стратегий переживания педагогами кризиса. Это в свою очередь свидетельствует о новизне и эвристической ценности результатов исследования. Практическая значимость результатов определяется тем, что они составляют информационную основу для разработки индивидуализированных программ психологического сопровождения педагогов в ситуации профессионального кризиса личности.
278-288 386
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена сущностью инклюзивного подхода к обучению и воспитанию, который предполагает достижение всеми школьниками положительного результата при минимальных психологических издержках. Анализируются понятия «эффективность» и «эффективность образования», зафиксированные в отечественных словарях экономической и педагогической тематики. Установлено, что понятие «эффективность образования», используемое в педагогике, опирается не на экономическое, а на общелитературное значение ключевого слова эффективность . Показано, что эффективность образования связывается с результативностью, действенностью, качеством учебно-воспитательного процесса, а не с соотношением достигнутых педагогических результатов с теми или иными затратами (финансовыми, трудовыми, хронологическими и т. д.). В то же время отмечается, что почти все толкования понятия «эффективность образования» коррелируют с дефинициями экономического термина эффективность по своей структуре. Излагаются основы авторской концепции И. С. Самохина, согласно которой эффективность школьного инклюзивного образования базируется на иерархизации затрачиваемых ресурсов. Новизна исследования заключается в представлении позиции, в соответствии с которой все ресурсы учащихся разделены на неприкосновенные (здоровье, эмоциональное благополучие, гармония в отношениях с людьми) и те, которые можно расходовать в любом количестве (время, силы, свобода), если это не затрагивает ресурсов первой категории.
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ. ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ
290-294 335
Аннотация
Публикуется рецензия на монографию «Научные основы построения и развития профессиональной карьеры», ставшую победителем Международного конкурса «Лучшая научная книга - 2017», проводимого Международной академией образования (Великобритания, Лондон). Сообщается, что в книге представлены концептуальные основы построения и развития профессиональной карьеры. Отмечается, что авторы монографии охарактеризовали основные направления развития личности в условиях непрерывного профессионального образования, значимые для построения карьеры. Положительно оценена авторская технология обучения преподавателя высшей школы формированию и развитию профессиональной карьеры.
295-299 363
Аннотация
Сообщается, что в монографии «Научные основы построения и развития профессиональной карьеры» (2017), подготовленной А. С. Соколовой и М. Г. Сергеевой, затрагивается проблема разработки системы формирования и развития профессиональной карьеры работника, успешного и востребованного на рынке труда. В книге приведено авторское определение карьероформирующего обучения. Авторская модель данного процесса предложена на примере построения карьеры преподавателя высшей школы.
ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)
ISSN 2227-1295 (Online)