Preview

Научный диалог

Расширенный поиск
№ 9 (2017)

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

9-18 17
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению рестриктивного компонента в лексическом значении слова, который проявляется в двойном ограничении сочетаемости, или в дальнейшей конкретизации в рамках семантического класса лексем. Данное исследование проводится в области комбинаторной семасиологии, изучающей соотношение семантики слова и его сочетаемости. Цель статьи - доказать наличие в значении слова рестриктивного компонента, конкретизирующего сочетаемость слов. Как показывает семантический анализ, нередко ограничение сочетаемости происходит под влиянием предметных сем, содержащих семантический признак ‘предмет номинации’. В структуре значений многих слов могут выделяться рестриктивные семы, которые накладывают дополнительные ограничения на предметные семы. Автор констатирует, что рестриктивные семы являются узкими по значению и указывают не на класс или подкласс сочетающихся слов, а на отдельные конкретные слова, сочетание с которыми предписывается в пределах определенного класса или подкласса слов. Показано, что рестриктивная сема ограничивает сочетаемость языковой единицы с тем или иным конкретным словом и описывается всегда через отрицание - ‘не о …’. Автор утверждает, что ограничение на семантический подкласс сочетающихся слов под воздействием предметных сем образуется немотивированно и является следствием исключительно языковой традиции.
19-30 13
Аннотация
Выявляется специфика мотивации терминологических наименований военного подъязыка, образованных семантическим способом. Материалом послужили англоязычные тексты статей, посвященные военной тематике. В анализируемом подъязыке установлена высокая частотность случаев семантической мотивированности, возникшей в результате метафорического переноса значения слов общеупотребительного языка. Обращение к исследованию военной терминологии в аспекте ее мотивированности актуально в связи с активным формированием терминологического аппарата военного подъязыка в условиях современного технического прогресса. Исследование явления мотивации в подъязыках позволяет составить представление об общих закономерностях развития специальной лексики как системе языка. Термины рассмотрены с учётом таких критериев, как наличие мотивированности, тип мотивированности, тип мотивированного термина и направление метафоризации мотивированных терминов. Определены наиболее продуктивные метафорические модели образования военных терминов в английском языке. Выявлены случаи сочетания разных типов мотивированности в рамках одного и того же термина. Обнаружено, что многокомпонентные термины, в состав которых входит более двух компонентов, имеют меньшую степень мотивированности наименования. Представлены результаты сравнительного анализа типов мотивированных английских военных терминов и их русскоязычных эквивалентов.
31-41 12
Аннотация
Рассматривается один из компонентов грамматической структуры художественного текста - сравнительная конструкция. Авторы исходят из того, что через анализ сравнений возможно постижение особенностей мировидения и языка писателя. Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение грамматики в когнитивном аспекте находится в рамках антропоцентрического направления современной лингвистики. Новизна заключается в совмещении структурно-семантического и когнитивного методов анализа языковых единиц с целью реконструирования авторского сознания. Приводятся определения компонентов структуры сравнительных конструкций. Отобранные методом сплошной выборки из «маленьких» поэм С. Есенина и его поэмы «Пугачев» сравнительные конструкции всесторонне рассматриваются с точки зрения формально-смысловой организации, как средство организации художественного образа и в свете теории концептуальной метафоры. Разрабатывается структурно-семантическая классификация сравнительных конструкций. Кроме того, они рассматриваются как средство создания синкретического художественного образа. При этом уделяется внимание их связи с такими тропами, как метафора, метаморфоза, олицетворение. В результате когнитивного анализа описываются области-цели и области-источники всех отобранных сравнительных конструкций. В ходе исследования формулируются доминанты авторского сознания С. Есенина и прослеживается их изменение.
42-54 13
Аннотация
Анализируются нарративы о голоде в тылу во время Великой Отечественной войны на территории Ульяновского Поволжья. Показано, что они функционировали преимущественно в семейной сфере и служили средством передачи не только жизненного опыта, но и семейного «символического капитала». В результате анализа 43 устных рассказов установлено, что они включают в себя ряд повторяющихся и устойчивых мотивов, обладающих разной частотностью. Отмечается и различная степень разработки мотивов в нарративе. Выделены характерные для таких текстов сентенции по поводу голода, которые выражают отношение рассказчика к событиям или связывают пережитое прошлое с временем рассказывания. В качестве примера мотивной организации дан анализ устного рассказа, в котором наиболее полно представлены как сами мотивы, так и некоторые типы связей между ними (тематический, ассоциативный). Показано, что в некоторых нарративах отдельные из указанных мотивов сочетаются с упоминаниями о различных бытовых деталях, описаниями переживаний героев. Делается вывод о том, что нарративы о Великой Отечественной войне могут образовывать законченные сюжеты, которые представляют собой отдельные рассказы или являются сюжетно-композиционными элементами сложного повествования.
55-68 11
Аннотация
Настоящая статья представляет собой часть коллективного исследования глагольных коллокаций памяти, функционирующих в российских СМИ. В центре внимания авторов находятся полиаспектные характеристики (структурные, семантические, синтагматические) глагольных коллокаций с ключевым словом память , зафиксированных в российских СМИ конца XX - начала XXI веков. В качестве материала исследования используется корпус русскоязычных газетных текстов университета города Лидс и газетный корпус Национального корпуса русского языка. С помощью методик анализа на основе учета меры Loglikelihood score определяются закономерности репрезентации операций памяти в русском языке . Авторы характеризуют выделенные подгруппы коллокаций, описывающие различные типы мнемических процессов, рассматривают реализуемые коллокациями структурно-семантические модели для каждой из выделенных подгрупп; характеризуют мотив номинации, ассоциации и образы, указывающие на восприятие памяти как дискурсивного феномена. По результатам комплексного анализа делаются выводы о функционально-семантическом потенциале глагольных коллокаций памяти в современной русскоязычной публицистике. В статье приводится пример словарной статьи идеографического комплексного словаря глагольных русских коллокаций памяти, макроструктура которой отражает онтологически обусловленную классификацию мнемических процессов, объединяя лексические единицы в смысловые группы вокруг ключевых слов, расположенных в алфавитном порядке.
69-80 18
Аннотация
Статья посвящена изучению инструментов интертекстуальности в дискурсе социальной рекламы. Автор отмечает, что вопрос функционирования механизма интертекстуальности в рекламе, в том числе социальной, до сих пор освещен недостаточно полно, несмотря на то что проблема межтекстового взаимодействия уже становилась предметом лингвистических и литературоведческих исследований. Подчеркивается, что сфера рекламы отличается динамичностью и каждый день предоставляет новый обширный материал для исследования. Новизна исследования определяется обращением автора к изучению современных инструментов интертекстуальности в дискурсе социальной рекламы, основные задачи которой состоят в формировании системы ценностей в массовом сознании, корректировке ценностных приоритетов и ориентиров, трансляции социально одобряемых поведенческих моделей. Именно поэтому социальная реклама нуждается в нестереотипной подаче своего объекта - социальных недугов и ценностных установок. Особое внимание автор уделяет типологии инструментов интертекстуальности в текстах социальной рекламы и функциональной нагрузке каждого из рассматриваемых типов. В качестве базовых функций интертекстуальных включений в дискурсе социальной рекламы автор выделяет аттрактивную и персуазивную как наиболее значимые и регулярно реализуемые. В качестве второстепенных функций выделены эстетическая, игровая и делимитативная. Предложенные в статье классификации сопровождаются примерами российской и зарубежной социальной рекламы.
81-92 14
Аннотация
На материале текста пьесы «Тот самый день» молодого драматурга Ярославы Пулинович рассматривается авторская репродукция живой диалогической речи в лингвокультурном контексте текущего времени. Отмечается, что сложившаяся в Екатеринбурге под руководством Николая Коляды Уральская школа современной драматургии, представителем которой является Я. Пулинович, характеризуется наличием сложившейся эстетической конвенции. Основу конвенции составляет метод лингвистического натурализма. Анализ диалогов пьесы позволил сделать вывод о том, что натуралистическое воспроизведение речи осуществляется частично за счет вкрапления матизмов, элементов городского просторечия, жаргонизмов. Преобладающим оказывается метод лингвистического реализма, охватывающий конструирование кооперативных и конфликтных диалогов. В ходе анализа особо выделяются типы реплик, направленных на формирование коммуникативного контакта; подтверждается неразрывная связь между социальной ролью и коммуникативной позицией говорящих. На материале речевой партии героини предложена интерпретация коммуникативно-прагматических неудач, вскрываются их причины. С учетом ролевой иерархии рассматривается внутрисемейное общение. Подчеркиваются деструктивные следствия аномального распределения прав и обязанностей постоянных коммуникативных партнеров. Выявляется аксиологическое содержание возникающей в финале текста пьесы метафоры дороги.

10.01.00 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЖУРНАЛИСТИКА

94-106 12
Аннотация
На примере ранних произведений Ф. М. Достоевского рассматривается тема комического как особого положения героя, как духовного, так и непосредственно физического. Особое внимание уделяется мотиву сердца как ключу к изменению комического положения героя. На основе анализа личной переписки Достоевского с братом Михаилом доказывается, что познание мира и, как следствие, возможность преодоления комического положения за счет потенций сердца относятся к числу ключевых тем Ф. М. Достоевского. Экспликация этих концептов осуществляется на примере произведений «Ползунков» и «Маленький герой». Показано, что особой прорисованности и разрешения они достигают в произведении «Маленький герой». В статью включены примеры из других ранних произведений Ф. М. Достоевского для подтверждения исследовательской теории и для демонстрации широты темы. Новизна представленной работы заключается в методе, согласно которому понятие комического рассматривается не как общая литературоведческая категория, а как понятие, введенное писателем и употребляемое для обозначения особого положения героя. Актуальность работы состоит в том, что предложенный метод открывает путь к авторскому пониманию идеи комического и дает возможность в дальнейшем проследить развитие авторской концепции комического.
107-116 15
Аннотация
Рассматривается вопрос формирования литературного образа Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола, который вошел в историю русской литературы как автор публицистического цикла «Письма из Москвы в Нижний Новгород» и «Путешествия по Тавриде в 1820 годе». Отмечается, что за И. М. Муравьевым-Апостолом закрепилась слава «знатока и любителя античности». Автор статьи исследует переводческую деятельность И. М. Муравьева-Апостола, его увлеченность творчеством римского поэта Горация. Показано, как переводы сатирических произведений и од Горация, выполненные Муравьевым-Апостолом, повлияли на формирование его литературных интересов и, соответственно, на создание литературного образа писателя. Рассматриваются критические работы, посвященные переводческой деятельности Муравьева-Апостола. Отмечается роль дружбы писателя и Г. Р. Державина, с которым его объединяло сходное отношение к литературным и гражданским вопросам, а также интерес к античной культуре, к переводам сатирических произведений и одической поэзии Горация. Приводятся выдержки из их переписки, а также отзывы других литераторов о творческой деятельности Муравьева-Апостола. Автор приходит к выводу, что особое влияние на формирование литературного образа Муравьева-Апостола оказали выступления с переводами на собраниях общества «Беседа любителей русского слова».
117-126 18
Аннотация
В статье рассматриваются два основных вопроса: философский контекст лирики Н. А. Клюева (идея активного христианства Н. Ф. Федорова и идея всеединства Вл. С. Соловьева), а также основные понятие религиозной философии самого Клюева. В качестве материала для исследования были выбраны стихотворения из двух сборников: «Сосен перезвон» (1912 г.) и «Лесные были» (1913 г.). Анализируется центральный миф в художественном сознании Клюева 1910-х годов. Доказано, что в центре этого мифа - осмысление поэтом себя как соработника Бога, чье творчество - это внутренняя духовная работа, окрашенная апокалиптическими предчувствиями наступления новой истории. Особое внимание уделяется тому, как Клюев переосмысливает и пытается творчески преодолеть традиционные философские категории времени, пространства, смерти. Актуальность исследования обусловлена тем, что впервые предпринята попытка прочитать поэзию Клюева сквозь призму философии всеединства Вл. С. Соловьева. Сделан вывод о том, что образы природы в лирике Клюева несут на себе отпечаток соловьевской идеи всеединства как «замкнутого и совершенного “всего”».

07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

128-143 14
Аннотация
Статья посвящена этапам современной политики ФРГ на Ближнем Востоке и рассматривает внешнеполитическую повестку по данному региону канцлера Г. Шрёдера. Подчеркивается, что в новых условиях изменившегося мирового порядка канцлеру Г. Шрёдеру приходилось выстраивать внешнеполитическую стратегию в регионе Ближнего Востока, опираясь на общий европейский курс и учитывая значительную роль евроатлантического партнерства. Сформулированы основные военные стратегии ФРГ по данным вопросам. Указан объем экономической и военной помощи ФРГ. Обозначены основные противоречия между Федеральным правительством и Вашингтоном по вопросу объема германских инвестиций в совместные действия в данном регионе и военном участии ФРГ. Автор показывает готовность и стремление ФРГ выступить в роли европейского лидера в области построения системы европейской безопасности. Поднимается вопрос о том, что сегодня проблема международного терроризма и нарушения прав человека в развивающихся странах Ближнего Востока является одной из глобальных проблем современности и Германия считает эти направления одними их приоритетных в своей внешнеполитической стратегии в регионе.
144-152 8
Аннотация
Рассматривается вопрос развития ремесленного производства в провинциальных городах Симбирской губернии во второй половине XIX века. Приводятся данные о численности ремесленников и их специализации в городах губернии. Отмечается, что эти сведения определяли не только ремесленную специализацию уездных городов, но и степень экономической развитости каждого отдельного города и губернии в целом. Показано, что при анализе ремесленного производства в городах учитывались три категории ремесленников: мастера, работники и ученики. Представлены результаты динамики ремесленного дела в течение второй половины XIX века. Автор останавливается на анализе ремесленной деятельности двух наиболее крупных городов Симбирской губернии второй половины XIX века - Симбирска и Сызрани, так как именно эти города обладали наиболее выгодными экономическими условиями для расширения ремесленной специализации. Делается вывод о том, что ремесленное производство, имея прямую зависимость от развития земледелия, являлось началом зарождения индустриальной формы крестьянского предпринимательства. Автор приходит к выводу, что наибольшее число ремесленников наблюдалось в сфере пошива одежды и обуви.
153-168 20
Аннотация
Статья посвящена недостаточно разработанной в отечественной историографии теме. Исследование проведено на материалах нескольких архивов: архива Управления Федеральной службы безопасности по Свердловской области (УФСБСО), Государственного архива Свердловской области (ГАСО), текущего архива Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области (ТОФСГССО) и Центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО) с привлечением научной и публицистической литературы. Актуальность темы обусловлена ее значимостью для общественных наук, прежде всего - для истории и социологии. Научная новизна работы видится в том, что в оборот вводятся новые материалы, обнаруженные автором в указанных архивах. Цель статьи - исследование уровня и динамики денежных доходов наиболее многочисленных категорий городского и сельского населения Свердловской области: рабочих, инженерно-технических работников (ИТР) и служащих промышленности и колхозников. Отмечается, что социально-экономическая роль денежных доходов очень велика и состоит, прежде всего, в детерминации уровня потребления населения. Утверждается, что за исследуемое десятилетие зарплата рабочих промышленных предприятий области выросла незначительно. Заявляется, что незначительных сумм зарплат не хватало даже для повседневных расходов по приобретению необходимых промтоваров и продуктов питания. Констатируется, что в конце исследуемого периода были отмечены первые серьезные конфликты рабочих с администрацией на почве низких размеров зарплат. Декларируется, что средняя зарплата рабочих была значительно ниже аналогичного показателя у ИТР. Подчеркивается, что суммарные денежные доходы семей рабочих уступали и доходам семей служащих промышленности. Доказывается, что денежные доходы колхозников Свердловской области от работы в общественном производстве в исследуемом периоде были ниже доходов практически всех других категорий населения. Делается вывод, что денежные доходы населения в исследуемом периоде в целом находились на низком уровне.
169-181 10
Аннотация
Статья посвящена недостаточно разработанной в отечественной историографии теме. Исследование проведено на материалах нескольких архивов: архива Александра Н. Яковлева, Государственного архива Свердловской области (ГАСО), текущего архива Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области (ТОФСГССО) и Центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО) с привлечением научной и публицистической литературы. Актуальность темы обусловлена ее значимостью для общественных наук, прежде всего - для истории и социологии. Научная новизна работы видится в том, что в оборот вводятся новые материалы, обнаруженные автором в указанных архивах. Целью написания статьи было исследование уровня и динамики денежных доходов наиболее сравнительно мало исследованной категории населения - медицинских работников. Отмечается, что цифры денежных доходов реально живших граждан скрыты в архивных фондах и работа с ними требует от исследователей определенного запаса терпения, целеустремленности, а главное - времени. Утверждается, что статистические органы Советского Союза, проводившие систематические обследования бюджетов населения, периодически изменяли и набор учитываемых показателей материального положения населения, и сами обследуемые категории населения. Заявляется, что в отношении таких категорий населения, как учителя начальных и средних школ, врачи и средний медицинский персонал (СМП) статистические органы ограничивались заведомо нерепрезентативными выборками. Констатируется, что категорию медицинских работников в бюджетных обследованиях населения представляли три подкатегории. Это врачи, а также средний и младший медицинский персонал. При этом последняя подкатегория никогда не обследовалась органами статистики. Декларируется, что в исследуемом периоде наибольшую зарплату имели врачи. Зарплата же СМП была ниже не только зарплат врачей, инженерно-технических работников (ИТР) и квалифицированных рабочих, но даже и неквалифицированных представителей пролетариата. Делается вывод, что уровень денежных доходов медработников был недостаточным для полноценной обеспеченной жизни.
182-201 12
Аннотация
Рассматривается вопрос о земельных владениях аборигенного населения Западной Сибири в XVII веке. Особое внимание уделяется формированию крупного землевладения служилых татар Кульмаметевых и, в меньшей степени, Сейдяшевых, которые являлись второй «ветвью» того же рода. Описаны варианты приобретения земель: путем покупок, пожалований, отступных, захватов и т. д. Представлены результаты архивных изысканий и обработки материала. Предлагаемый материал является публикацией источников с необходимым комментарием и предварительными выводами. В научный оборот вводится комплекс архивных материалов, показывающий процесс и масштабы приобретения земельных угодий мурзами Кульмаметевыми и Сейдяшевыми. Научная новизна исследования заключается в том, что: (1) большая часть материалов публикуется впервые; (2) на примере отдельного рода служилых татар показаны сложные процессы формирования земельной политики Русского государства на вновь приобретенных территориях Сибири в XVII веке; (3) цитируемые документы в большинстве являются выписками из переписных книг Льва Поскочина, касающихся «татарского» населения сибирских уездов. Отмечается, что сами эти книги на сегодняшний день не обнаружены.
202-213 15
Аннотация
Рассмотрена историческая динамика численности населения и изменения в расселении одной из локальных групп эвенов Якутии - ламунхинцев. Автор подчеркивает, что территория проживания данной группы эвенов представляет собой один из немногих ареалов расселения эвенов Якутии, где еще сохранены традиционная культура и родной язык. Сообщается, что в настоящее время граница расселения данной этнической группы ограничивается административной границей муниципального образования «Ламынхинский национальный наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия). Новизна исследования состоит в установлении численности эвенского населения рассматриваемой группы на основе ранее невостребованных первичных источников, материалов переписей населения Якутии и документов региональных архивохранилищ. Охарактеризованы особенности расселения данной группы эвенов по данным переписей населения 1926-1927 и 1939 годов ввиду отсутствия информации о численности ламынхинских эвенов за этот период в отечественной историографии. Выявлены причины колебания численности населения и изменения территории расселения данной локальной группы эвенов в ХХ - в начале XXI века. В статье представлены результаты поддержанного Российским гуманитарным научным фондом проекта № 17-11-14003.
214-225 20
Аннотация
Поднимается вопрос межнациональных отношений конца XIX - начала XX века в России, прежде всего в этнической среде Северного Кавказа. Отмечается, что Россия отличалась от других государств тем, что на присоединенных территориях она не искала сырьевых источников для индустриального развития и рынков сбыта. Показаны меры разрешения конфликтов, которые неизбежно возникали в местах компактного расселения нескольких народов. Актуальность исследования определяется задачей обеспечить надежное и эффективное управление страной, занимающей огромные территории с многонациональным населением. Научная новизна состоит в повышении уровня научно-теоретического осмысления целей, средств и механизмов функционирования российской системы государственного управления национальными регионами. Сформулирована концепция развития российской государственной системы управления малыми народами. Данная концепция базируется на документально подтвержденной гипотезе о том, что функционирование средств и механизмов влияния на положение дел на окраинных территориях государства постепенно трансформировалось в политику укрепления позиций власти в национальных регионах. Автор полагает, что важно показать действительное положение дел в сфере межнациональных отношений на Северном Кавказе в данный период.

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

227-239 14
Аннотация
Исследуется влияние артистизма педагога на формирование толерантности в образовательной среде школы. Учитель-актер противопоставляется так называемому «урокодателю» - учителю, считающему себя обязанным только обучать школьников, но не воспитывать их. Проведен анализ современной научной литературы, посвященной педагогическому артистизму. Установлено, что артистичное преподавание делает учащихся (а в какой-то степени и самих учителей) более терпимыми, однако это происходит опосредованно - через положительные эмоции, создание комфортной учебной атмосферы. Выявляется связь между стилем взаимодействия педагога с учащимися и уровнем педагогического артистизма, рассмотрены методы, способствующие развитию данного качества. Исследование представляется особенно актуальным в связи с переходом к инклюзивному образованию, предусмотренным Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Новизна работы заключается в изложении основ авторского теоретико-практического курса «Актерское мастерство в практике школьного учителя» и комментариев к нему, подготовленных одним из соавторов статьи - учителем-практиком с двумя высшими образованиями: педагогическим и актерским. Авторы статьи приходят к выводу, что студентов педагогических специальностей следует обучать артистизму не по системе К. С. Станиславского, а по системам В. Э. Мейерхольда и Б. Брехта.
240-258 14
Аннотация
Ассматривается вопрос реализации метапредметного содержания образования в школе в аспекте проектного подхода. Отмечается, что данный подход является одним из эффективных методологических подходов в педагогике для обеспечения достижения обучающимися метапредметного результата образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (ФГОС ОО). Обосновывается необходимость использования проектного подхода наряду с системно-деятельностным, который является методологической основой ФГОС ОО. Актуальность темы обусловлена, с одной стороны, необходимостью решения задач государственной образовательной политики, отраженных в ФГОС ОО и Профессиональном стандарте педагога общего образования. С другой стороны, в образовательной практике существуют проблемы реализации метапредметного содержания образования в школе (как дидактические, так и методические) в части развития метапредметных умений старшеклассников. Проектный подход рекомендуется авторами статьи к использованию в двух аспектах: в педагогическом проектировании образовательного процесса школьников в цикле предметов социально-гуманитарного образования и в обеспечении проектного содержания деятельности обучающихся. Причем педагогическое проектирование рассматривается на уровне проектной компетентности учителя, а деятельность обучающихся - в категории образовательного проекта. В этом состоит новизна подхода авторов к задаче реализации метапредметного содержания образования в школе.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)