ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Литературная аллюзия в историческом дискурсе рассматривается как средство усиления смыслового и эстетически-эмоционального содержания текста. В статье представлены результаты изучения семантики аллюзивных единиц в работах У. Черчилля с учетом исторического контекста событий. Представлены результаты сопоставительного анализа трех неидентифицированных аллюзий политика, отмеченных в книге Д. Холли «Churchill’s Literary Allusions». Автор публикации подчеркивает, что при использовании аллюзии как единицы повторной номинации контекст влияет на создание аллюзивного значения. В статье проанализированы варианты аллюзивных значений одних и тех же строк поэмы Дж. Мильтона «Paradise Lost» в трех разных исторических контекстах и разных литературных жанрах: в историческом повествовании, публичном выступлении британского политика и в военных мемуарах. Новизна исследования видится прежде всего в том, что исследованные поэтические аллюзии не были идентифицированы в текстах У. Черчилля ранее. Ценность результатов исследования заключается в его междисциплинарном характере, осуществляемом на стыке лингвистики, семантики, истории и герменевтики.
Исследование находится в русле работ по дискурсивным формулам — неоднословным идиоматичным репликам, произносимым в ответ на слова собеседника. На материале нескольких языков рассматриваются дискурсивные формулы, в основе которых лежат пропозициональные предикаты. В качестве объекта описания представлены дискурсивные формулы согласия и подтверждения, несогласия и отрицания, удивления. Важность и актуальность изучения дискурсивных формул определяется тем, что они играют большую роль в процессах устной коммуникации, а также тем, что в значительной степени эти единицы являются лингвоспецифичными. Новизна проведенного исследования определяется тем, что в работе на материале нескольких языков рассматриваются аналогии и различия в структуре рассматриваемых дискурсивных формул разных языков, лингвоспецифичные формулы. Выявлено два вида различий в структуре дискурсивных формул в разных языках: 1. Одно и то же значение в разных языках выражается разными по своей внутренней форме выражениями. 2. Дискурсивы в разных языках, аналогичные по своей внутренней форме, различаются своими значениями. Изучение дискурсивных выражений в разных языках имеет большое значение для семантической типологии.
Рассмотрена этническая составляющая, репрезентированная в языковом сознании телеутов — малого коренного народа, проживающего на территории Кемеровской области — Кузбасса. Ассоциативное поле, построенное на основе реакций на этнонимстимул телеуты, проанализировано при помощи частеречной и атрибутивной методик и методики ассоциативных этнических портретов, предложенной Т. А. Ершовой. Полученные данные дополняют имеющиеся сведение антропологов, краеведов и культурологов о национальном самосознании телеутов. Доказано, что у телеутов имеется позитивная этническая идентичность. Доминирующее количество ассоциатов на словоэтноним телеут имеют комплекс позитивных дополнительных эмоциональных, оценочных и экспрессивных значений. Для участников эксперимента оказалась важной общность на основе семейного родства, переоценки своего этноса, значимость и уникальность которого являются следствием не только наличия развитой системы самобытных обычаев и традиций, но и его малочисленности. Телеуты определяют себя как малочисленный коренной народ, проживающий на территории Кемеровской области, чьи представители являются носителями широкого спектра положительных качеств и собственной уникальной культуры. Перспективным видится моделирование этнической самоидентификации бачатских телеутов на основе сопоставления ассоциативных полей, актуализированных этнонимом и эндоэтнонимами.
Рассматриваются вопросы классификации политических метафор в порядке подготовки к анализу данных социологического опроса, который проводится коллективом Смоленского университета в 2022 году в регионах России. Изучение репутационного образа власти (ответы респондентов на вопросы: «Как бы Вы нарисовали репутационный образ российской / региональной власти?») проблематизирует принципы классификации. Актуальность исследования в отработке диагностики репутационного образа власти. Новизна исследования в том, что анализ проводился на базе народной метафоризации, а не профессионального политического дискурса, с чем, как правило, имеют дело исследователи политической метафорологии и политической семантики. Эмпирическим материалом для проблематизации классификации стали результаты соцопроса 2021, включавшего аналогичные вопросы. Представлена классификация метафор власти на основе базовых философских категорий и структурных взаимосвязей (пространство/время; живое/искусственно созданное; человек/природа/социум), поскольку такой принцип позволяет охватить реальное разнообразие и многомерность предложенных респондентами образных уподоблений. Результаты исследования народной метафоризации корректируют существующие классификации метафор власти, не вполне совпадают с известными классификациями метафорических моделей власти, также корректируют представления о популярности типичных метафорических моделей.
Выявляются стереотипные представления о жителе Тулы. Исследуются литературные образы Абрама Булыгина («История города Тулы мещанина Абрама Булыгина, о чудных его на свете похождениях, об охотах, весёлостях, и об работах»), Левши («Левша» Н. С. Лескова) и Тычки («Легенды о мастере Тычке» И. Ф. Панькина). На основе анализа текстовых характеристик персонажей, интерпретации избранных фрагментов трех художественных произведений реконструируются варианты лингвокультурного типажа туляка. Установлено, что в «Истории города Тулы…» Абрама Булыгина репрезентированы особенности самоидентификации туляка в XVIII веке. Выявлено, что одной из главных черт характера туляка является сентиментальность. Туляк обладает практическим умом, рационален и хозяйствен. В сказе Н. С. Лескова «Левша» типизированы такие качества, как практический ум, смекалка, умение вести дела, увлечённость своим занятием, религиозность, преданность делу, Родине, бескорыстность. Наиболее полный и завершённый образ тульского мастера создан И. Ф. Панькиным в «Легендах о мастере Тычке». Туляк — человек мастеровой, деловой, молчаливый, трудолюбивый, смелый, желающий делиться своими знаниями, передать умения своим ученикам, ценящий практические знания, обладающий чувством юмора. В ходе исследования выявлено, что тульская культура маскулинного типа. Житель города в культурном сознании представлен образом искусного мастера, оружейника, кузнеца.
Рассматривается формирование представлений о феномене морали и моральной ответственности в трудах английского мыслителя Джона Локка. Материалом послужили две его работы: «Опыт о человеческом разумении» (“Essay Concerning Human Understanding”) и «Два трактата о правлении» (“Two Treatises of Government”). На основе филологических методов, концептуального и дискурсивного видов анализа, а также процедур, применяемых в корпусных исследованиях, было доказано, что словарь описания морали и моральной ответственности в английском языке сформировался к концу XVII века и огромную роль в этом процессе сыграл Джон Локк. Хотя языковые средства описания категорий морали опирались на дискуссии мыслителей предшествующих эпох, Локк сделал попытку переосмыслить существующую лексику для нужд создания целостной системы понятий и терминологического аппарата философии морали. Новизна исследования видится в том, что впервые использована комплексная методика анализа текстов Локка с применением квантитативных методов и тщательным изучением предшествующего культурно-исторического контекста. Исследованы ключевые лексические единицы в текстах Локка, а также в публикациях предшествующих двух столетий. Доказано, что морально-этический философский дискурс ученого сформировался на основе лексики религиозного дискурса и частично философского дискурса, а также нейтральных слов, не ассоциировавшихся с каким-либо дискурсом.
Рассматривается вопрос о характеристике языковой личности персонажа художественного произведения посредством анализа лексико-синтаксических маркеров. Делается обзор основных тенденций в развитии теории языковой личности, обусловливающих объективность выделения лексикосинтаксического маркера как единицы, интегрирующей в себе языковые единицы различных уровней. Представлены результаты анализа функционирования слова ясно, маркирующего языковую личность главного героя романа Е. Замятина «Мы». Определен функциональнопрагматический потенциал маркера в объективации интеллектуальных, эмоциональных и морально-нравственных интенций персонажа Д-503 в ретроспективе всего произведения. Доказывается наличие контекстуальных изменений семантики, морфологической квалификации, синтаксической и пунктуационной оформленности лексико-синтаксического маркера ясно. Усматривается зависимость между варьированием лексического окружения этого слова и эмоционально-психическим состоянием персонажа. Новизна исследования видится в том, что выявляется семантическая и грамматическая трансформация лексико-синтаксического маркера языковой личности персонажа, свидетельствующая о модификации личности в рамках сюжета.
МЕДИАКОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКА 
Выполнен обзор российских исследований, которые посвящены изучению содержательных и структурных особенностей рекламных спецпроектов. Это явление находится на стыке мультимедийной журналистики, digital-маркетинга и Public Relations. Оно еще не получило четких формулировок определения и не имеет строгой классификации ввиду динамичного развития в рамках последнего десятилетия (с момента появления первых примеров спецпроектов в 2012 году). При этом спецпроекты можно назвать одним из постоянных направлений работы редакций современных российских интернет-СМИ. Создание спецпроектов по заказу брендов позволяет СМИ поддерживать самоокупаемость путем предоставления креативной и максимально эффективной рекламной услуги. Статья включает обзор точек зрения российских ученых на отличительные характеристики спецпроекта от других журналистских материалов, содержит варианты трактовок определения «рекламный спецпроект» и варианты видов и типов явления. В статье делается вывод о том, что исследователи относят спецпроекты к нестандартным материалам СМИ, отмечают их интегративную природу, тяготение к мультимедийности и обязательное наличие маркетинговых целей.
Анализируется одна из новых лингвокреативных практик организации пространства города как культурного текста. Рассматривается игровой дискурс поликодовых текстов, соединяющих в себе элементы разных семиотических систем: знаки правил дорожного движения, дополненные визуализированными символическими аллюзиями и цитатами, в совокупности отсылающими к мотивам известных художественных произведений. Характеризуются конструктивные принципы моделирования ассоциативного контекста поликодовых плакатов, размещенных в Литературном квартале г. Екатеринбурга. Обосновывается универсальность порождения игровых текстов любой семиотической природы на основе операциональной техники, создающей эффекты ассоциативной выводимости и ассоциативной интеграции. Новизна исследования связана с описанием алгоритма создания и дешифровки игрового поликодового текста данного типа, выявлением факторов и стратегий его считывания адресатом. Экспериментально верифицируется динамическая составляющая смысловой многоплановости анализируемых текстов с учетом опознания респондентами прототипов игровой трансформы, рефлексии над связью ее визуального и вербального компонентов, способности к выведению аллюзивных импликатур. Особое внимание уделяется анализу стратегий декодирования игровой трансформы в свете механизмов лингвокреативного мышления, основанного на переключении ассоциативных стереотипов, в регистре языковой игры.
Рассматриваются вопросы становления и специфики развития новых медиа Липецкой области. Акцентируется внимание на проблемах глобализации и модификации региональных средств массовой информации на современном этапе. Представлены результаты сопоставительного анализа традиционных и новых медиа в условиях конвергенции. Поднимается вопрос о мультимедизации журналистики, переходе традиционных изданий в онлайн-формат и трансформации видов потребления информации аудиторией. Особое внимание уделяется изменениям, происходящим в локальных СМИ Липецкой области в результате медиаконвергенции. Новизна исследования выражена в комплексном анализе тенденций и определении перспектив развития региональных медиа. Актуальность исследования обусловлена активным расширением процессов медиа-конвергенции, мультимедизации журналистики, переходом традиционных изданий на интернет-платформы. Доказано, что развитие коммуникационных технологий привело к модификации СМИ, глобализационные и конвергентные факторы определяют формирование современной медиасистемы. Информационно-коммуникационный аспект глобализации в наибольшей степени проявляется в процессах взаимосвязи и взаимообусловленности объектов и явлений, развитии информационно-коммуникационных технологий, интеграции средств массовой коммуникации, увеличении числа глобальных СМИ и возрастающей роли интернета.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ФОЛЬКЛОРИСТИКА
В статье предложена интерпретация редко привлекаемого для анализа стихотворения Иосифа Бродского «Воротишься на родину. Ну что ж…» (1961). Если традиционно элегия Бродского в интертекстуальном аспекте рассматривается как «диалог-отталкивание» (А. Нестеров) с романсом А. Вертинского «Без женщин», то в работе выявляются иные претексты, на первый взгляд кажущиеся чуждыми любовной лирике Бродского, — это тексты патриотической тематики С. Есенина и М. Цветаевой. Показано, что мотив возвращения на родину у Бродского подчеркнуто ориентирован на «Возвращение на родину» и «Русь советскую» С. Есенина, в 1924 году по возвращении из Америки сформулировавшего искреннее поэтическое признание в крайнем одиночестве, пережитом им на родине («Моя поэзия здесь больше не нужна, / Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен…»). Бытующее представление о несходстве поэзии Бродского и Есенина ставится под сомнение. Текстом-референтом М. Цветаевой названо стихотворение «Тоска по родине. Давно…» (1934), как показано в статье, послужившее очевидным прообразом для «Воротишься на родину. Ну что ж…» Композиционная структура цветаевского претекста с доминантной стратегией «утверждения через отрицание» определила поэтическую организацию элегии Бродского. Утверждается, что с течением времени диалогическая интеракция текстов сопровождалась эмоционально-смысловой перекодировкой, затекстовые смыслы в стихах Бродского прирастали.
Запись калмыцкого песенного фольклора имеет более чем двухвековую историю, но, несмотря на это, ещё существуют неизвестные и малоизвестные рукописи и аудиозаписи калмыцкого песенного творчества, хранящиеся в российских и зарубежных архивах. В Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН имеется рукописный сборник песен донских калмыков, записанный музыковедом Александром Михайловичем Листопадовым в 1902 году в станице Денисовской Области Войска Донского. Первый раздел рукописи содержит семнадцать песен и один отрывок из героического эпоса «Джангар», во втором разделе представлено одиннадцать песен советского периода и две танцевальные мелодии. Записи, представленные в рукописи, ценны тем, что они являются самыми ранними образцами фонографических записей калмыцкого фольклора. Предварительное рассмотрение текстов калмыцких песен из первого раздела рукописи А. М. Листопадова выявило, что настоящая коллекция представляется крайне неоднородной, в неё входят редкие образцы гимнических, исторических, охотничьих, свадебных и лирических калмыцких народных песен. Среди текстов песен авторами статьи обнаружен отрывок из эпоса «Джангар», который по содержанию относится к песне Малодербетовского цикла. Введение в научный оборот всей коллекции А. М. Листопадова расширит представления о калмыцком фольклоре XIX — первой половины XX веков и послужит дополнительным источником для его нового осмысления, а также для сравнительных исследований фольклора монголоязычных народов.
Статья посвящена творчеству Мах̣муда Кашани (ум. 735/1334-35), который был шейхом суфийского ордена сухравардӣйа и автором нескольких значимых сочинений. Объектом анализа выступила одна из частей самой известной его работы — прозаического трактата «Светильник, указывающий истинный путь, и ключ к достаточному количеству [мистического знания]». В статье рассматриваются религиозные взгляды и научное наследие Мах̣муда Кашани. Предлагается комментированный перевод части первого раздела «О любви» из десятой главы «Объяснение мистических состояний» указанного произведения. Поскольку Мах̣муду Кашани приписывается также поэма «Сокровища тайн и символы праведных», посвященная психологическим аспектам мистической любви, нами переведена и одна из ее глав. Сравнение фрагментов этих произведений показывает значительные несовпадения в объяснении любви, что, возможно, связано с тем, что автор излагает в первом сочинении концепцию любви аскетического суфизма, а во втором — суфизма, «опирающегося на любовь». Второе направление восходит к сочинению «Откровения о любви» персидского мистического философа Ах̣мада Газали. Не исключено также, что ‘Изз ад-Дин Мах̣муд не является автором поэмы «Сокровища тайн…».
Представлены результаты историко-культурного комментария ранее неизвестного инскрипта С. А. Есенина, сделанного им в 1921 году на листке бумаги, который впоследствии был вклеен в книгу «Триптих» (Берлин: Издательство «Скифы», 1920). Научное изучение дарственных надписей писателей как отдельное направление в отечественном литературоведении в настоящее время находится на стадии своего становления, чем и обусловлена актуальность предлагаемого исследования. Доказывается, что адресатом дарственной надписи Есенина является его старший друг и наставник в поэзии Николай Алексеевич Клюев (1884—1937) и сделана она была рукой поэта в декабре 1921 года одновременно с кратким письмом, также адресованным Клюеву после двухлетнего перерыва в их творческом общении. Указывается, что прозвищная номинация Клюева «дьячок Коля» в есенинском инскрипте не имеет отрицательных коннотаций и служит шутливым, незлобивым определением наставнической роли Клюева в поэтической судьбе Есенина. Анализ структурно-семантических связей есенинских текстов дарственной надписи и письма позволяет установить, что инскрипт содержит имплицированный личностный посыл к возобновлению прежних дружеских отношений между поэтами, отдалившимися друг от друга из-за творческих разногласий. На основании ответного послания Клюева из Вытегры (28 января 1922 года) установлено, что Есенин в конце декабря 1921 года вместе с письмом передал ему свои новые книги (в числе которых мог быть и «Триптих», содержащий поэмы 1917 года) через Николая Ильича Архипова (1887—1967) (вытегорского знакомого Клюева), приезжавшего в Москву как делегат IX Всероссийского съезда Советов (23—28 декабря 1921 года). Выдвигается и обосновывается предположение, что Есенин, не имея возможности сделать дарственную надпись Клюеву на книге, отправил с Архиповым листок с автографом для его последующей вклейки в книгу. Авторы статьи не исключают, что вклейка есенинского инскрипта на титульную страницу берлинского издания может иметь более поздний характер. Однако даже при этом она обладает несомненным символическим смыслом, апеллирующим к скифской философии, что объединяла поэтов в 1915—1917 годах, являясь одним из знаков их духовного родства, чувство которого Есенин пронесет через всю свою творческую жизнь.
Статья посвящена выявлению особенностей становления Жана-Франсуа Мармонтеля как писателя, журналиста и энциклопедиста, внесшего значительный вклад в литературное просвещение французского общества. Актуальность темы исследования обусловлена изучением взглядов ученого, повлиявших на рецепцию устоявшихся и новых литературных жанров XVIII века. В основу методологии исследования положен нарративный подход в историографической перспективе, а также биографический (культурно-антропоцентрический) метод, раскрывающий биографию литератора как типичное проявление социокультурных процессов эпохи Просвещения. Использование указанных методов обусловило новизну исследования, поскольку способствовало рассмотрению динамики взглядов французского просветителя Ж. Ф. Мармонтеля и определению степени его литературоведческого вклада в становление новых жанров морализаторской новеллы и романа-эпопеи, а также французской «Энциклопедии» (Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers). Доказано, что для Ж. Ф. Мармонтеля задача писателя состояла в том, чтобы воспитывать читателя через его приобщение к “изящной словесности” (belles lettres). Материалом исследования послужили литературные труды Ж. Ф. Мармонтеля на французском и русском языках: поэтические произведения, нравоучительные повести, романы, в том числе его статьи по литературе, размещенные в первом издании «Энциклопедии». Анализ содержания сочинений французского писателя показывает, что они носят просветительский и критический характер, поскольку их автор искусно овладел многими литературными жанрами на практике.
Рассматриваются особенности декодирования этноспецифических кодов метафоризации в литературе народов Севера на материале повести Анны Неркаги «Белый ягель». Данная статья призвана выявить определенные «алгоритмы речевого поведения», заложенные в языке, принципы мифологизации и метафорической объективации реального мира, глубже раскрыть структуру понимания художественного текста. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска нового инструментария для выявления этноспецифических культурных моделей, определяющих видение мира представителей той или иной национальной общности, структурирующие поле экспрессивности художественного текста. Уделяется внимание механизмам формирования образных смыслов, когда не яркая на первый взгляд динамика повествования компенсируется тщательной детализацией описания быта жителя севера, которая достигается за счет актуализации сакральных элементов символической картины мира. Так, для творчества Анны Неркаги этноспецифичными становятся мифологические коды образности: птица, волк, камень, огонь, время, вода, человек. Прослеживается персонификация объектов природы и восприятие мира через призму собственного тела. Каждый из перечисленных смысловых элементов представляет собой элемент метафоры, метонимии. Символический образ неделим, в его основе лежит не просто ассоциативный компонент, а ритуал, миф.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Поднимается проблема возможностей плодотворного изучения сельской приходской истории советского периода путем микроисторического анализа. Для обсуждения предлагается опыт исследования судьбы небольшой старообрядческой общины. Используются как архивные документы, так и материалы интервью. Цель публикации — показать некоторые факторы воспроизводства традиционной религиозной культуры в советском колхозе 1940—1970-х годов и одновременно продемонстрировать эвристический потенциал комбинированной архивно-полевой работы. В центре внимания автора находится фигура священника, сумевшего восстановить и укрепить свой приход, несмотря на предшествующее раскулачивание и разрушение молитвенного дома. В статье показано, что условиями его успеха стали сплоченность общины, незаурядные личностные качества, а также способность верующих к практическому согласованию христианских и советских ценностей. Принятие советских культурных норм, исключая атеизм, рассматривается в работе в качестве важнейшего фактора выживания старообрядческой общины. В ходе исследования демонстрируется целесообразность верификации данных официальной советской документации путем обращения к устной истории. Указывается, что в материалах государственных служащих СССР, посвященных конфессиональным явлениям, строгие факты могли сочетаться с ложными интерпретациями.
Рассматриваются вопросы, касающиеся материальных и кадровых аспектов в начальный период формирования средних специальных учебных заведений в Тюмени в 1920—1930-е годы. Уделяется внимание изучению процесса создания сети учебных заведений, выявляются направления подготовки студентов, приводятся данные о динамике численности учащихся. Представлены результаты анализа формирования материальной базы техникумов. Выявлены проблемы, с которыми студентам приходилось сталкиваться в процессе обучения. Дана оценка материально-техническим условиям образовательной деятельности. Авторы останавливаются на изучении кадрового состава средних специальных учебных заведений города. Уделяется внимание анализу уровня образования и квалификации педагогов. Исследуются материальные условия труда преподавательского состава. Авторы отмечают определенную динамику в решении материальных и кадровых проблем техникумов в исследуемый период, несмотря на то что существующие возможности учебных заведений существенно уступали потребностям населения в получении профессионального образования. Делается вывод о степени обеспеченности учебных заведений города преподавательскими и административными кадрами. Оценивается влияние данной проблемы на качество подготовки студентов.
Автор рассматривает сложный процесс подготовки СССР к большой войне применительно к осуществлению «социалистической реконструкции» (термин, выдвинутый И. В. Сталиным в ноябре 1929 года), под которой понималась коренная перестройка экономической сферы и связанных с ней институций. В статье поставлена комплексная проблема, воплотившая в себе симбиоз ряда тем: НЭП, индустриализация, строительство социализма «по-сталински», подготовка к большой войне. Осмысливая ключевые тенденции эволюции модернизационного рывка конца 1920-х — начала 1940-х годов, автор статьи выделяет два его этапа. На первом (фактически продолжившем НЭП) преобладали принципы планомерного использования ресурсов, содержание второго свелось к очередному штурму социализма. Исследователь приходит к выводу о том, что ущерб, нанесенный народному хозяйству, оказался значительным и обусловил диспропорциональность его развития. В работе представлены доказательства ошибочности территориальной организации тяжелой индустрии, и прежде всего военно-оборонного комплекса накануне 22 июня 1941 года. Причина катастрофы первого периода Великой Отечественной войны обнаруживается в утрате важнейших предприятий, размещенных преимущественно в близких к западной границе районах.
Рассматривается формирование в Тоболо-Ишимском междуречье оборонительных линий, обозначавших продвижение русского населения на юг. Доказывается, что исторические процессы, протекавшие в Тоболо-Ишимье, сооружение оборонительных линий наряду с включением существующих коммуникаций следует рассматривать как формирование структуры расселения русского и татарского населения в процессе колонизации с продвижением границы Русского государства на юг. Первоначальная линия колонизации сформировалась в конце XVI века из первых русских острогов: Туринского, Тюмени и Тобольска, заложивших основу освоения лесостепных земель Тоболо-Ишимья. Промежуточными являлись «засечная черта» П. И. Годунова, протянувшаяся от Тарханского острожка до Катайского острога, и Ишимская оборонительная линия — от Утяцкого форпоста до Омской крепости. Последняя оборонительная линия проходила напрямую от Звериноголовского урочища через крепость Святого Петра до Омска, включала крепости, редуты и маяки, защищавшие территории Зауралья и юга Западной Сибири от набегов джунгар и кочевников Средней казахской орды. Оборонительные линии с точечными центрами освоения территории, наряду с дорогами и водными путями, скрепляли формирующийся первоначальный каркас расселения русских в Тоболо-Ишимье с центром в Тобольске.
Статья посвящена развитию отношений между Францией и Италией в контексте вопроса о статусе итальянского населения Туниса. Благодаря соглашениям, достигнутым итальянскими государствами и правительством Туниса, в первой половине XIX века в Тунис началась массовая эмиграция итальянцев, в результате к концу XIX века в Тунисе сложилась значительная по численности итальянская диаспора. Установление французского протектората над Тунисом привело к возникновению вопроса о статусе итальянского населения Туниса, который в итоге был урегулирован франко-итальянской конвенцией 1896 года. После Первой мировой войны Франция отказалась выполнять решения 1896 года. Французское правительство поставило перед собой цель натурализовать итальянцев в Тунисе. Итальянское правительство решительно возражало против такой политики. Переговоры не привели к урегулированию конфликта. В статье проанализировано место «тунисского вопроса» в отношениях Италии и Франции в 1920-х годах, рассматриваются многочисленные обсуждения проблемы статуса итальянцев в Тунисе и попытки Италии по крайней мере сохранить положение, существовавшее в соответствии с конвенцией 1896 года. Доказано, что Тунис с его многочисленной итальянской диаспорой занял существенное место в африканской политике Италии периода фашизма. Обосновано, что период 1920-х годов стал временем по сути подготовительной работы для более серьезного обсуждения колониальных проблем, возникавших между Францией и Италией, результатом которого стало соглашение Лаваля — Муссолини 1935 года.
Рассматриваются основные направления во внешнеполитических повестках ведущих партий Германии в период канцлерства А. Меркель. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения стратегических программных установок парламентских партий ФРГ, что позволит лучше понять, каким может быть дальнейший внешнеполитический курс страны. Подчеркивается, что партийная система ФРГ достаточно стабильна: к парламентским партиям первого созыва — ХДС/ХСС, СвДП и СДПГ — на современном этапе присоединились только три партии: «Союз 90 / Зеленые», «Левые» и с 2017 года — «Альтернатива для Германии». Особое внимание уделяется изучению предвыборных и основополагающих программ парламентских партий ФРГ, так как они отражают партийное «мировоззрение», взгляды на место и роль страны в мире, конечные или важнейшие цели, к которым партия должна двигаться, а также средства и методы достижения поставленных задач. На основании анализа данных документов делается вывод о том, что по ключевым вопросам, связанным с внешнеполитическим курсом страны, у парламентских партий существует определенный консенсус. Требования о пересмотре выбранного курса звучат только со стороны правых и левых популистов, которые не оказывают существенного влияния на немецкую внешнюю политику.
Рассмотрена история организации словесной школы при Алапаевском заводе, где обучались также дети с Синячихинского и Сусанского заводов, расположенных в 10 и 16 верстах от него. Раскрыты итоги переписи детей 1734 года, проживавших на территории заводских поселков и приписных слобод. На основе формирования информационной базы об учащихся проанализирован социальный, возрастной состав учеников Алапаевской школы, выявлены все основные и дополнительные приемы детей в школу в 1735—1742 годах. Установлено, что в ней обучались грамоте по 1742 год 138 детей у ссыльного Ивана Беляева. Описаны методы обучения грамоте. Сообщается о побегах учеников из школы, о попытках родителей разночинцев, приписных к заводам, освободить детей от обучения в связи с необходимостью уплаты подушной подати. Прослежена судьба учащихся: групповые переводы в арифметическую школу, где 72 % детей, освоивших грамоту, продолжили обучение, распределение части неуспевающих и «возрастных» учеников «к делам» до завершения обучения. Раскрыты последствия хронического перерасхода средств, полагавшихся заводскими штатами 1735 года на деятельность школ. Поставлен вопрос о необходимости изучения событий двух последних лет деятельности этой школы, а также судьбы 50-ти ее учеников, начавших обучение грамоте в 1741—1742 годах.
Анализируется деятельность министерства военно-морских сил Канады в годы Первой мировой войны. Впервые в отечественной историографии формулируются основные направления морской политики Канады в рамках военного курса правительства в годы Первой мировой войны. Источниками для исследования послужили дебаты палаты общин канадского парламента, публикации в канадской прессе, военная серия историко-статистических сборников и публицистика тех лет. Характеризуется состояние канадских военно-морских баз и портов, а также особенности развития судостроительной промышленности доминиона в годы войны. Доказано, что в годы войны морская политика Канады определялась британским адмиралтейством и развивалась в двух направлениях: общеимперском и национальном. Развитие имперского направления морской политики осуществлялось в интересах Великобритании. Оно предусматривало вербовку канадских добровольцев для службы в Королевском флоте и развитие судостроительной промышленности для нужд британского флота. Национальное направление морской политики предусматривало охрану канадских побережий и территориальных вод, для чего активно использовалась инфраструктура канадских военно-морских баз и портов. Для выполнения патрульных и конвойных функций привлекались государственные и частные суда не только военного, но и гражданского назначения.
Настоящее исследование посвящено изучению особенностей общественных настроений крестьянства поколения «революционного перелома» (родившихся на рубеже XIX—XX веков). Актуальность выбранной темы заключается в необходимости осуществления комплексного исследования состояния общественного мнения сельчан на рубеже 1920—1930-х годов сквозь призму «поколенческого» среза. В статье на основе широкого пласта архивных документов и материалов периодической печати, большая часть которых вводится в научный оборот впервые, уделяется внимание анализу основных способов адаптации крестьянского менталитета в условиях проведения коллективизации сельского хозяйства. Особое внимание уделяется анализу источников возникновения и форм проявления протестных настроений крестьян. Проведенное исследование показало неоднозначное отношение крестьянства к коллективизации. Авторы приходят к выводу о том, что в большинстве случаев переход к коллективным хозяйствам вызывал недовольство среди сельчан, а сам колхозный строй ассоциировался с голодом и разорением. Показано, что значительная часть крестьянства поколения «революционного перелома» воспринимала политику государства на селе как возврат к дореволюционным порядкам. Отмечается, что перегибы в ходе раскулачивания способствовали усилению конфронтации между различными имущественными слоями крестьянства.
На основе анализа архивных данных, опубликованной научной литературы и авторских полевых материалов анализируются последствия деградации «вечной мерзлоты» для системы жизнеобеспечения, сложившейся в селе Аргахтах Среднеколымского улуса Республики Саха (Якутия). Для повышения репрезентативности общей картины произошедшие трансформации рассматриваются на примере двух кейсов: стихийных бедствий периода относительно стабильного состояния окружающей среды, с одной стороны, и серьезных климатических изменений происходивших уже в последние десятилетия. Рассматриваются причины, ход и последствия наводнения 1977—1978 годов. Отмечено, что оно нанесло значительный урон сельскому хозяйству, однако непосредственно территория села практически не подверглась негативному воздействию. Более серьезные последствия для системы жизнеобеспечения Аргахтаха имели наводнения, произошедшие в 1997, 2007—2008 и 2017—2018 годах, значительную роль в генезисе которых сыграла деградация многолетнемерзлых пород, интенсифицировавшаяся вследствие повышения среднегодовой температуры воздуха и антропогенного воздействия. В результате половодий были не только затоплены сельхозугодия, но и возникло новое русло реки Алазея, была лишена стабильной сухопутной связи с селом местная звероферма, нанесен урон жилищному фонду Аргахтаха, хозяйственным постройкам и объектам инфраструктуры. Установлено, что это привело к радикальному сокращению масштабов занятия местным населением традиционными отраслями хозяйственной деятельности, ликвидации звероводства, ухудшению транспортной доступности села, издержкам населения на восстановление домохозяйств.
Статья посвящена организации и призреваемым Нижегородского городского общественного имени Блиновых и Бугровых Вдовьего дома в конце XIX — начале XX веков. Актуальность исследования обусловлена активизацией предпринимательской деятельности и частной инициативы в сфере благотворительности в современной России, появлением многочисленных благотворительных организаций и фондов, необходимостью знакомства с историческим опытом. Прослежена история строительства и открытия Вдовьего дома, активное взаимодействие в этом процессе с Нижегородской Городской Думой. На основе устава и отчетов заведения рассмотрены его цели, задачи, структура управления, источники финансовых средств, формы помощи нуждающимся. Автор показывает количественный, сословный и возрастной состав призреваемых, их семейное положение, виды занятий. Подробно освещено расходование средств (отопление, освещение, ремонт, приобретение продуктов и инвентаря, жалование служащим, училище), источники и формы пожертвований (благотворительные фонды, взносы частных лиц, бесплатные обеды, мероприятия, подарки). Автор приходит к выводу, что Вдовий дом в Нижнем Новгороде — уникальное благотворительное заведение своего времени, общественная потребность в котором только возрастала. Таким образом, вторая половина XIX — начало XX века — это период частной инициативы в деле социального обеспечения при значительной поддержке органов местного самоуправления.
ISSN 2227-1295 (Online)