ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Статья посвящена проблеме лингвосемиотической интерпретации имени собственного, функционирующего в художественном тексте. Цель исследования состоит в выявлении лингвосемиотической специфики онимов, посредством которых конструируется фантастический мир произведения в жанре городского фэнтези. Источником исследования стал роман С. В. Лукьяненко «Ночной Дозор», послуживший основой для создания литературного цикла «Вселенной Дозоров». Впервые комплексно рассмотрен ономастический континуум (более 300 слов), означивающий мир реальный и ирреальный. Предложена классификация материала, формирующего ономастическое пространство текста. Рассмотрены имена персонажей произведения: антропонимы, мифоантропонимы, неомифонимы. Применяются методы контекстуального, компонентного, корпусного, лингвостилистического, структурно-семиотического анализа, способствующие установлению роли онимов в формировании художественных образов, пространственной организации произведения, авторского идиостиля. Выработанная авторами статьи процедура декодирования «скрытых смыслов» онима осуществляется с использованием приемов семантизации этимологических данных. Доказано, что в романе осуществлено ономастическое миромоделирование: имя персонажа — образоцентрирующий знак, антропогруппы категоризируют Светлых и Темных как конфронтацию Востока и Запада. Среди основных функций онимов — метатекстовая, аллюзивная, аксиологическая.
Обращение к семантике и истории появления выражения моя Римская империя актуально в контексте исследований неологизмов. Новизна исследования заключается в уникальной возможности наблюдать реальную ситуацию формирования языковой единицы в живой коммуникации. Сообщается, что в 2023 году в молодежной сетевой коммуникации русскоязычного сегмента сети Интернет приобрели популярность высказывания, которые оформляются в виде развернутых предложений, содержащих устойчиво воспроизводимую конструкцию моя Римская империя в значении ‘предмет моих постоянных воспоминаний, раздумий, переживаний, мыслей’. В статье реконструируется история появления выражения. Подчеркивается, что выражение моя Римская империя нельзя считать образовавшимся путем калькирования, поскольку не возникла ситуация перевода языковой единицы, сложившейся в другой лингвокультуре. Появление выражения имеет истоки в опросе, проведенном блогером из Швеции. Взаимодействие интернет-пользователей стихийно сложилось в формат флешмоба. Интернационализация эксперимента привела к появлению в русской лингвокультуре не слова, не выражения, а всего экспериментального сюжета. Выделены этапы преобразования вербальной части экспериментального коммуникационного сюжета вплоть до формирования устойчивого выражения. Доказывается, что в связи с открытостью интернет-пространства и блогосферы возникает феномен нового варианта калькирования — калькирование всего процесса возникновения фразеологизма, а не только его формы или значения.
В статье предлагается следующая идея: слово (имя нарицательное) является компонентом интерпретационной деятельности адресата, воспринимающего лексему и создающего интерпретационное речевое высказывание. Ассоциация носителя языка предстает как свернутый (потенциальный) интерпретационный дискурс. Изложены результаты свободного ассоциативного эксперимента. В качестве стимула использовались имена нарицательные с абстрактным значением. В результате были получены ключевые лексемы, по которым возможно развертывание дискурса имени нарицательного с абстрактной семантикой. На примере ассоциативного ряда лексем страх и удовольствие были описаны референциальные области, актуализируемые при реализации интерпретационного потенциала лексемы. Анализ семантической структуры указанных лексем показал, что полученные ассоциаты актуализируют прямое (словарное) и косвенное (интерпретационное) значение слов. Большая часть полученных реакций демонстрирует смыслы, не зафиксированные в словарной статье. Это доказывает, что в процессе интерпретации происходит усложнение семантической структуры имени нарицательного, исходное (словарное) значение дополняется и обогащается дополнительными компонентами, связанными с личностными смыслами, ценностями, бытийными установками интерпретирующего субъекта.
Представлены результаты поискового исследования, выполненного на основе экосистемного и сетевого подходов в переводоведении, в русле концепции «человек — сетевая среда». Актуальность обусловлена важностью учета социально-коммуникативного аспекта в переводческой деятельности и рассмотрения переводчика как функционально-интегрированного элемента сетевой среды. Описывается коммуникативно-сетевое взаимодействие участников переводческого проекта. Методология исследования основывается на потенциале методов матричного и сетевого моделирования с целью обработки и визуализации данных переводческой коммуникации. Анализ проводится с применением двух моделей: матрицы распределения ответственности и неориентированного графа, составленного с помощью программы визуализатора социальной сети как гипотетической проекции более сложной модели, верифицируемой на практике. В качестве материалов используются примеры анализа проектного взаимодействия письменного и устного переводов на основе протокола пилотного интервью с переводчиками английского языка об опыте работы в переводческом отделе на промышленном предприятии Челябинской области. Комплексная методика матрично-сетевого моделирования позволяет эксплицировать специфику работы в переводческом проекте на предприятии, выявить контрольно-сетевые узлы, аккумулирующие основную коммуникативную нагрузку, и определить стратегии повышения эффективности коммуникации.
Статья посвящена вопросу репрезентации художественного образа-топоса Востока у И. А. Бунина. Цель исследования — выявить, классифицировать и систематизировать онимы «восточного» ономастикона писателя. Анализу в работе подвергались прозаические тексты как ориентальной проблематики, так и прямо не связанные с восточной темой. Применялись следующие методы: философско-общелогические (анализ, обобщение, синтез), описательный, таксономический, квантитативный, контекстуального анализа. Установлено, что «восточный» ономастикон Бунина-прозаика представляет собой иерархически организованную структуру, в которой присутствуют различные семантические группы реальных и мифологических имен: антропонимы / мифоантропонимы, топонимы / мифотопонимы, гидронимы / мифогидронимы, библионимы и др. Отмечено, что системность онимов-экспликантов бунинского Востока обеспечивается экстралингвистическими и лингвистическими факторами: авторской пресуппозицией, фоновыми знаниями читателя, внутритекстовыми и межтекстовыми связями онимов. Авторы приходят к выводу, что многочленные топонимические ряды, синонимия хоронимов и теонимов, перекрещивающиеся астионимические и мифоантропонимические ряды поэзии и прозы, онимы-интертекстемы свидетельствуют о синкретичности художественного образа-топоса бунинского Востока, его представленности частными геокультурными образами пространств Египта, Турции, Палестины, Индии и т. д.
МЕДИАКОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКА 
Статья посвящена исследованию продуктов концептуальной инженерии в современной медиакоммуникации и массовой культуре. Представлен анализ механизмов и коммуникативных последствий намеренного создания цветовых категорий. В качестве стади-кейса рассматривается оттенок под названием персиковый пух (англ. — peach fuzz), выбранный институтом «Пантон» цветом 2024 года. Показано, что в случае с цветом года трансляция концептуальной идеи задействует сразу два канала (визуальный и вербальный), каждый — в двух различных формах. Автор отмечает, что визуальный канал используется для остенсивного предъявления оттенка с определенными хроматическими характеристиками и презентации разработанного на этой основе сложного визуального образа. Особое внимание уделяется вербальному каналу, который задействуется в форме намеренно сконструированного цветообозначения и поддерживающей его истории (концептуального мифа). Сделан вывод о том, что с точки зрения цветовой коммуникации, вербальный и визуальный текст выполняют принципиально различные функции. Визуальная репрезентация показывает, как зритель должен видеть цвет; вербальная — объясняет, зачем этот оттенок нужен. Доказано, что заложенный в цветонаименовании образ задает нужную коннотацию, которая способна трансформировать восприятие оттенка, добавив к нему необходимые «отправителю» смыслы. Словесная история определяет когнитивную «точку зрения» для внедрения новой категории в уже существующую цветовую систему.
Изучаются визуальные стилистические средства, используемые в иконическом компоненте демотиваторов периода пандемии и самоизоляции. Утверждается, что значительный воздействующий потенциал иконической составляющей демотиваторов стимулирует их авторов к созданию более выразительных визуальных компонентов. Достижение указанной задачи возможно посредством внедрения стилистических приемов не только в вербальный текст, но и в транслируемое с ним изображение. Отмечено, что наиболее частотным используемым визуальным стилистическим приемом в анализируемом материале является метафора. Воздействующий эффект в рассматриваемых демотиваторах достигался также с помощью присутствия в иконической части визуальной гиперболы, сравнений, аллюзии, контаминации, градации, каламбура, аллегории, параллелизма и антитезы. Выяснено, что стилистические приемы исключительно в иконической части присутствуют в 47 % рассмотренных поликодовых текстов (в 13 % случаев вербальный компонент отсутствовал полностью, в 34 % случаев представленный вербальный текст служил пояснением смысла, отраженного в иллюстрации). 53 % рассматриваемых поликодовых текстов продемонстрировали присутствие стилистических приемов как в иконической, так и вербальной частях. При этом дублирование стилистических приемов в вербальном тексте и в изображении характерно лишь для 33 % исследуемых демотиваторов.
В статье исследуются приемы манипулирования сознанием в массмедиа на примере контент-анализа казахстанских русскоязычных источников. Авторы расскрывают понятие манипуляции. Медиаманипулирование осуществляется на разных уровнях — информационном и эмоционально-экспрессивном согласно двум ведущим функциям языка СМИ: информирование и воздействие. В соответствии с этим манипуляция реализуется на уровне информации или экспрессии. Приводятся примеры информационного манипулирования через расширение сведений об описываемом объекте посредством включения дополнительных, метакоммуникативных и модифицированных сведений. Другой уровень манипулирования в СМИ — эмоционально-экспрессивное воздействие. Такое манипулирование основывается на навешивании ярлыков, апелляции к авторитету, интересам простых людей, на апелляции к ценностям, традициям, на использовании ассоциативного связывания, ложных сопоставлений, ложной альтернативы, на эксплуатации лозунгов, теорий заговора, мифов, высмеивания и других приемов. По мнению авторов, использование приемов медиаманипулирования порождает когнитивную напряженность при понимании дополнительного смысла, что приводит к изменению отношения, оценки и эмоционального восприятия информации со стороны аудитории.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ФОЛЬКЛОРИСТИКА
Анализируются клятвы, функционирующие в рамках обычного права пореформенного периода и отражающие систему базовых ценностей крестьянского социума. Актуальность исследования обусловлена насущной задачей сохранения этнокультурной идентичности, а также практическими потребностями современной правовой системы, демонстрирующей разрыв с ценностными ориентирами традиционной культуры. Выявлены сфера и особенности применения клятв в обычно-правовой традиции, описаны основные элементы ритуала. Выявлена и охарактеризована вербальная составляющая клятв. Рассматривается отношение крестьян к клятве, анализируются представления о последствиях ложной клятвы. Реконструируется система ценностей, актуальных для крестьянского социума. Выявлено, что важнейшими ценностями считались справедливость, жизнь (в том числе и «правильная» жизнь после смерти), здоровье, репутация, честь, благосостояние, разнообразные социальные связи, как родственные, объединяющие в том числе предков и потомков, так и внутриобщинные, а также духовные ценности, в частности связь с Богом, разрыв которой воспринимался как духовная смерть. Делается вывод о том, что, несмотря на снижение популярности неформальных клятв, они сохраняют актуальность в пореформенный период как способ нейтрализации конфликта и эффективный механизм, содействующий выяснению истины, именно в силу того, что апеллируют к значимым для этнокультурного сознания категориям и ценностям.
В статье предложена интерпретация известного стихотворения И. Бродского «Большая элегия Джону Донну» (1963). Если традиционно элегия рассматривается в сопоставлении с текстами английского средневекового поэта и проповедника, когда в стихах Бродского выявляются переклички с поэтическими и прозаическими строками Дж. Донна, то авторами статьи предложен иной подход — рассмотрение «Большой элегии…» как самостоятельного произведения Бродского, в малой степени связанного со стихами и проповедями аббата собора св. Павла. Показано, что на момент создания элегии молодой поэт крайне мало знал Донна и о Донне, в результате элегия стала развитием собственных идей и представлений Бродского, которые уже проступали в его предшествующем творчестве. Ни одна из аллюзий к Донну, которые предлагали критики, не оказалась собственно донновской, но была органична мироощущению самого поэта той поры. В ходе анализа уточнена жанровая специфика «Большой элегии Джону Донну» и продемонстрирована связь с жанром «больших стихотворений» Бродского. Утверждается, что «Большая элегия Джону Донну» явилась не образцом ученичества у Донна, но воплощением тех мучительных раздумий, которые были порождены страшным ранним диагнозом «порок сердца». В большой элегии Бродский примерял на себя маску Донна и в подобной мистификации пытался прикоснуться к тайнам жизни-смерти, сна-смерти, постижения той «хоровой выси», которая выше Господа.
Статья посвящена проблеме интерпретации творчества и биографического мифа Л. Н. Толстого в романе В. В. Набокова «Пнин». Цель работы — рассмотреть, как через реконструкцию персонального сверхтекста Толстого Набоков передает свою философию времени. Вопрос представляется актуальным в контексте изучения историософии Набокова, а также рефлексии писателем собственной литературной генеалогии. В результате анализа выявлено, что в рецепции Набокова Толстой — национальный гений, сумевший воссоздать эффект естественного течения времени. Эксплицитные отсылки к Толстому и его биографии позволяют соотнести читательский опыт героев и их восприятие времени: от застывшего времени при чтении-исполнении до обратного хода времени при со-творческом чтении. Мотивы произведений Толстого актуализируют ключевую для Набокова поэтологическую проблему относительности времени. Хотя ненадежный рассказчик подчеркивает власть времени и судьбы над одиноким героем, в действительности Пнину доступно множество временных измерений. Как и в «Анне Каренине», прием временной синхронизации высвечивает соотнесенность судеб персонажей. Персональный сверхтекст Толстого позволяет Набокову осмыслить тему семьи как вневременной связи между людьми, которая определяет место героев в мире.
В статье исследуются жанровые доминаны киносценариев Серебряного века. Теоретические концепции кинодраматургии рассматриваются применительно к текстам А. А. Ханжонкова «Из мира таинственного» (1915) и А. С. Вознесенского «Бог» (1918). Научная новизна исследования заключается в том, что тексты указанных сценариев впервые подвергаются комплексному анализу. Актуальность обусловлена интересом современной филологии к интермедиальному аспекту литературы. В сценариях обнаруживается ориентированность на литературные образцы: широкий спектр языковых средств (метафоры, сравнения, инверсии), усложненная композиция, психологизм и др. Кинематографическая выразительность реализуется через систему модальностей (реального времени, воспоминания, сна, воображения, измененного сознания и др.), описание движения героев и «визуальный звук». Проведенное исследование позволяет утверждать, что жанр киносценария в дозвуковом кино принципиально отличается от последующих эпох и тяготеет к эпическому, а не драматическому роду. Расхождение режиссерского и литературного сценария происходило уже на раннем этапе формирования жанра. Комплексное изучение оригинальных реализованных киносценариев может стать ключом к решению вопроса о причинах неблагополучных результатов взаимодействия писателей и кинематографа
Проблема исследования касается эволюции критических взглядов Юлия Исаевича Айхенвальда (1872—1928) в соотношении с его восприятием творчества Уильяма Шекспира. Цель работы — проследить, как изменения в личной судьбе критика и мировой политической обстановке привели к переосмыслению им образов Шекспира. Материалом выступили малоизвестные статьи критика, опубликованные как в России в 1910—1920-е годы, так и в эмиграции (в основном в эмигрантской газете «Руль»). В качестве методов исследования использованы герменевтический, историко-культурный и сопоставительный. Установлено, что в дореволюционный период Юлий Айхенвальд, следуя своему субъективному имманентному методу критики, оценивает Шекспира как универсального гения (в частности, сопоставляя с ним Льва Толстого). Важнейшей характеристикой становится универсальность художественного внимания драматурга, позволяющая отражать все стороны бытия, вне всяких иерархий. В частности, Айхенвальд имплицитно говорит о моральном релятивизме Шекспира. Однако в эмигрантский период, используя образы Шекспира (преимущественно образы Калибана и Кориолана) для анализа исторической ситуации в СССР, он приходит к утверждению объективных добра и правды как характеристик литературы и социальной реальности.
Исследуются романы современной австрийской писательницы Рафаэлы Эдельбауэр (Raphaela Edelbauer, род. 1990) «Утекающая земля» («Das flüssige Land», 2019), «DAVE» («DAVE», 2021), «Несоизмеримые» («Die Inkommensurablen», 2023) в контексте современной австрийской литературы начала третьего тысячелетия. Актуальность исследования продиктована необходимостью осмысления тенденций развития австрийской литературы в эпоху глобальных перемен. Выявлено, что, с одной стороны, автор продолжает традиции австрийской литературы второй половины XX века, в частности, на тематическом уровне (австрийская идентичность, преодоление прошлого, лжеидиллия провинциальной Австрии, конфликт отцов и детей и др.), с другой стороны, обращается к острым проблемам современности (трансгуманизм, искусственный интеллект и др.). К исследованию привлекается понятие фикциональности. Рассматриваются способы и специфика реализации фикциональности в художественном тексте в соответствии с коммуникативными интенциями автора. Особое внимание уделяется индивидуальному стилю Эдельбауэр, своеобразию организации нарратива в исследуемых жанровых разновидностях (романе–притче, научно-фантастическом романе, историческом романе), поиску «собственного» языка. Новизна исследования видится в том, что до сих пор творчество Эдельбауэр, отмеченное престижными литературными премиями Австрии и Германии, не являлось объектом изучения в российском литературоведении.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Исследуется поведение нижегородского духовенства относительно революционных событий начала XX века. Выявляются факты оппозиционного поведения, его последствий для священников Нижегородской епархии в период 1905—1907 годов. Новизна исследования состоит в том, что впервые в статье на основании материалов Нижегородской духовной консистории обращается внимание на противоправительственные настроения и действия представителей приходского духовенства Нижегородской епархии в ходе первой революции. Показано, что оппозиционное поведение не было распространено, а носило единичный характер. Автор пришёл к выводу, что оно проявилось в протесте против социальной несправедливости, военно-полевых судов, в защите прав крестьян на землю перед помещиками, призыве крестьян к неповиновению власти, неуплате податей, церковных сборов, в общении с политически неблагонадежными людьми, вольном толковании Манифеста от 17 октября 1905 года и т. д. Автор считает, что обвиняемые священники не соотносили себя с конкретной политической партией, за исключением арзамасского протоиерея ф. И. Владимирского, депутата II Госдумы от партии конституционных демократов. Установлено, что 2 из четырёх обвинительных дел против священников были прекращены. При этом 3 священника из четырёх были наказаны епархиальным начальством запретом в служении или переводом в другие приходы. Данные исследования могут быть использованы в курсе изучения истории РПЦ.
Рассматривается процесс формирования и трансформаций российской научной диаспоры в ФРГ в 1990—2010-е годы. Поднимается вопрос о причинах и путях образования крупного сообщества научных работников и исследователей, переехавших из России в Германию. Дается приблизительная оценка количества членов рассматриваемой группы на рубеже XX—XXI веков. Особое внимание уделяется анализу форм и типов объединения российских ученых-соотечественников в ФРГ. В качестве источников использованы данные российского и германского государственных статистических ведомств, введены в научный оборот документы Германской службы академических обменов, стенограмма отчета правительства ФРГ перед Бундестагом и др. Выполнен обзор инструментов, используемых властями Германии для привлечения научных кадров из России в 1990—2010-е годы. Проанализирована политика российских уполномоченных органов по взаимодействию с научной диаспорой в рассматриваемый период. Показано, как на фоне усиления конкуренции за высококвалифицированные кадры Москва увеличила контакты с научной диаспорой в ФРГ в начале 2010-х годов. Отмечено, что, хотя данные инициативы и способствовали развитию новых форматов сотрудничества между учеными-выходцами из России в Германии и российскими научными учреждениями, они впоследствии были приостановлены и не привели к системной активизации взаимодействия.
Предметом исследования являются англо-германские отношения в кризисный период 1908—1911 годов. Цель работы — изучить взгляды и деятельность государственных и общественных деятелей Германии, которые прямо или косвенно влияли на общий фон англо-германских отношений в контексте обостряющегося антагонизма между двумя державами. Этот процесс происходил под влиянием так называемой «партии войны», к которой принадлежала определенная группа немецких политиков с ярко выраженными национал-шовинистскими идеалами. Исторические источники, использованные в статье, исследованы с позиций персонального подхода и антропологии международных отношений. На основе этих источников охарактеризована ранее слабо изученная деятельность немецкой элиты, действовавшей совместно с кайзером (Вильгельмом II) и формировавшей актуальную внешнеполитическую повестку Германии в предвоенный период. Автор пришел к выводу о том, что на протяжении всего кризисного периода в англо-германских отношениях 1908—1911 годов ни МИДу Германии, ни канцлерам Б. Бюлову и Т. Бетман-Гольвегу не удалось полностью перехватить инициативу у «партии войны», корректирующей политику Вильгельма II. Это стало возможным вследствие конституционной деформации и воспеваемых в немецком обществе идей о великом национальном государстве.
В кратком отчете о деятельности Санкт-Петербургского славянского благотворительного комитета за 1869 год содержится запись о том, что члены общества обсуждали празднование 500-летнего юбилея Яна Гуса, а также учредили премию за сочинение о чешском религиозном деятеле. Появление Гуса в списке «юбиляров», достойных чествования, указывает не только на значение этого религиозного мыслителя для славянского мира, но и на некоторые политические аспекты российской истории. В статье проанализированы причины внимания российской общественности к личности Гуса, дана характеристика существовавших на момент объявления конкурса взглядов русских интеллектуалов на наследия чешского религиозного деятеля и представлены результаты размышлений о том, как предложение поддержать 500-летний юбилей Гуса соотносится с оформившейся в Российской империи к середине XIX столетия традиции чествования юбилеев деятелей культуры. Материалом стали как опубликованные документы, так и ряд не введенных в научный оборот источников. Причины обращения к чествованию наследия Яна Гуса видятся в том, что председатель петербургского отдела комитета Гильфердинг признавал православные основы учения чешского реформатора, и считал возможным использовать гусовские торжества в качестве рычага влияния на чешскую общественность и продвинуть идею политического и религиозного объединения всех славянских ветвей в православной вере.
Статья посвящена исследованию мотивов вступления граждан в добровольческие формирования в период Великой Отечественной войны. В качестве источниковой базы исследования используются архивные и опубликованные источники по истории добровольческого движения в Ростовской области. В основу исследования был положен военно-антропологический подход, позволяющий понять мировоззрение добровольца, качественные и количественные параметры добровольческого движения в донском регионе. Актуальность исследования обусловлена необходимостью привлечения большего внимания исследователей к тому, что определяло деятельность человека на войне. Подробный анализ фондов Центра документации новейшей истории Ростовской области позволил выявить характерные модели добровольчества. Автор приходит к выводу о том, что механизм воздействия агитации и пропаганды переплетается с глубоко личными мотивами сопротивления неприятелю. Предлагается классификация инструментов, оказывающих влияние на мотивы участников: это визуальные образы, государственная символика, работа агитаторов и пропагандистов, написание клятв. Новизна исследования видится в том, что автором поставлен вопрос о механизме воздействия на общественное сознание в конкретном регионе страны, который имел ограниченное время для подготовки населения к сопротивлению противнику.
В статье рассмотрены особенности формирования и деятельности администрации Александровской центральной каторжной тюрьмы, игравшей в системе Главного тюремного управления Российской империи заметную роль. Изучается структура управления Александровской центральной каторжной тюрьмой. Исследуется штатное расписание сотрудников, действующее в централе. Рассматривается кадровая политика с момента основания тюрьмы в 1873 году до коренной перестройки пенитенциарной системы России после революции 1917 года. Исследуются инструктивные письма, в которых были изложены полномочия сотрудников тюремного ведомства. Рассматриваются график и условия работы служащих, специфические в отношении содержания преступников в Александровской тюрьме. В статье анализируется размер денежного содержания тюремных чинов, его соотношение с уровнем дохода в других тюрьмах региона. Изучается укомплектованность руководящими сотрудниками администрации тюремного замка. Авторы приходят к выводу, что, несмотря на низкую величину доходов сотрудников, неустроенность их быта, высокий уровень напряженности каждодневного труда, текучести кадров практически не было. На примерах работы отдельных смотрителей замка выявлено, что они проявляли неравнодушное отношение к своим должностным обязанностям, стремление превратить тюрьму в образцовое учреждение. Установлен факт карьерного роста служащих Александровской центральной каторжной тюрьмы в рамках тюремной системы Иркутской губернии.
Источниками исследования стали документы первого департамента министерства юстиции об «аграрных беспорядках» осенью 1905 года в Центральном Черноземье, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве. Рассматривались дела, касавшиеся аграрных выступлений в Тамбовской и Воронежской губерниях. Сделан акцент на изучении участия крестьян поколения «революционного перелома» в аграрном движении (к этому поколению отнсят людей, родившихся приблизительно в 1890-е годы). Сделан вывод о значительной роли слухов во время революции. Автор рассматривает причины крестьянских выступлений, их алгоритм и особенности. Проанализирована роль «вожаков» в «аграрных беспорядках». Зачинщиками часто выступали молодые люди, менее склонные соблюдать традиции. Сделан вывод о ведущей роли молодежи в революционном движении. Установлено, что городские волнения играли роль катализатора аграрных выступлений. Роль общины проявилась в подготовке и осуществлении порубок леса, погромах и т. д. Анализировалась эволюция мозаичного характера крестьянского самосознания в период «революционного перелома». Автор пришел к выводу, что манифест 17 октября 1905 года сыграл немаловажную роль в пробуждении революционного сознания в тамбовской и воронежской деревне. Рассмотрены недостатки ведения следствия по делам об «аграрных беспорядках», позволявшие множеству бунтовщиков избежать наказания. Вычислен средний возраст обвиняемых крестьянин (35,6 лет).
В статье исследуется проблема отношений алан с монголами в период глобальной экспансии последних. Целью является изложение главных исторических сюжетов по указанной проблеме. Материалами исследования послужили разноязычные письменные источники XIII—XVI веков. Историко-генетический подход позволил представить соответствующие сведения источников вне контекста конкретных исследований различных аспектов проблемы. В результате алано-монгольские отношения прослежены в комплексе исторических событий, процессов и явлений, составивших монгольскую экспансию. Сделаны выводы о том, что аланы, населявшие различные регионы Евразии, оказались втянутыми в орбиту внутри- и внешнеполитической жизни Монгольской империи. Утверждается, что Кавказская Алания, несмотря на тяжелые последствия монгольского завоевания, смогла встроиться в систему экономической и политической жизни Золотой Орды, тогда как аланские поселенческие анклавы и округа, располагавшиеся в ее западной и восточной части, а также аланы, оказавшиеся в Монголии и в Китае, были ассимилированы. Кроме того, показано, что союзническо-вассальные отношения с Джучидами сыграли роковую роль и для северокавказских алан, втянув их в противостояние с империей Тимура на стороне хана Тохтамыша.
Рассматривается история строительства одной из главных транспортных артерий современного Ирана: Энзели-Тегеранского шоссе с участком Казвин — Хамадан. Дорога была проложена на средства российской казны и призвана активизировать российско-персидскую торговлю за счет включения в ее орбиту, помимо северных провинций Персии, также и центральной части этого государства. Интенсификация товарообмена должна была осуществляться за счет запуска автомобильного движения по шоссе взамен архаичного караванного. В статье представлены взгляды как самого российского правительства того периода, так и предпринимательских кругов по вопросу о выборе направления дороги и оправданности перехода на новый способ доставки грузов. Делается вывод о серьезных расхождениях в позиции указанных сторон. Российское правительство, помимо соединения крупнейшего Энзелийского порта с Тегераном, видело большую геополитическую выгоду также и в строительстве казвин-хамаданской ветки, связывавшей север Персии с центральной ее частью. Предприниматели, напротив, усматривали в этом не столько перспективу расширения рынка для своих товаров, сколько угрозу проникновения европейской продукции на север Персии. Однако, к счастью, предпринимательское сообщество не было монолитным в своих суждениях, и в нем нашлась группа лиц решившаяся взяться за новое дело, которое обещало быть успешным и придать новый импульс российско-персидским торговым отношениям.
В статье рассмотрены вопросы создания, функционирования, основные направления деятельности приходских попечительств Тобольской епархии во второй трети XIX — начале XX веков. Основой для исследования послужили материалы федеральных и региональных архивов, а также «Тобольские епархиальные ведомости». Отмечено, что организация попечительств являлась частью церковных реформ периода правления Александра II, направленных на оживление приходской жизни. Делается вывод, что попечительства не оправдали возлагавшихся на них надежд. Несмотря на их количественный рост, прихожане предпочитали выделять деньги на украшение храмов, а не на повышение уровня жизни духовенства. Даже в наиболее зажиточных приходах расходы не касаются улучшения материального состояния причта. Причиной этого явления было отчуждение клира и мирян, недовольство епархиального начальства возможной утратой контроля над церковными доходами и расходами, опасения священников, что попечители могут попытаться изолировать их от приходских дел. Тем не менее работа попечительств дала импульс к переосмыслению прихожанами своих прав в вопросе приходского самоуправления и в этом отношении имела положительное значение.
Статья посвящена выявлению роли и вклада органов государственной власти Челябинской области в 1960—1980-е годы в дело сохранения объектов индустриального наследия. Актуальность обусловлена настоятельной потребностью в настоящее время привлечь внимание государственных структур к проблеме разрушения оставшихся памятников промышленного прошлого. В качестве источников главным образом привлекаются архивные материалы, сосредоточенные в Объединенном государственном архиве Челябинской области. Многие документы вводятся в научный оборот впервые. Научная новизна статьи обусловлена отсутствием других исследований по данной тематике. Выявлены задачи государственных органов в сфере охраны памятников согласно существовавшим в указанный период нормативно-правовым актам. Проведенное исследование показывает, что наиболее весомым был вклад в процесс выявления, учета и изучения объектов индустриального наследия: к 1989 году статус памятника получили 43 объекта. Менее плодотворной оказалась деятельность по ремонту, восстановлению и музеефикации учтенных памятников: к 1989 году только один объект индустриального наследия подвергся музеефикации. Связано это было с недостаточным контролем со стороны органов государственной власти за процедурой сохранения и использования поставленных на учет памятников.
В статье анализируются исторические, этносоциальные, экономические и политические причины формирования сепаратистских тенденций в регионах бытования каталанского языка в Испании: Каталонии, Валенсии и на Балеарских островах. Принято считать, что у этих регионов много общего, однако на практике независимости добивается только Каталония. Выясняется, почему сепаратистские тенденции ярко проявляют себя лишь в одном из регионов функционирования каталанского языка. Основой исследования являются исторические факты, научные работы посвященные сепаратизму в регионах каталанского языка, статистические данные об экономике регионов и результатах выборов и голосований, новостные сводки. В ходе исследования сделан вывод, что регионы бытования каталонского языка имеют много отличных друг от друга черт: у них разная история, связанная со статусом регионов в прошлом; разное видение себя в Испании и в мире, разное экономическое состояние и, соответственно, разные политические тенденции. Доказано, что в силу исторических, этно-социальных, экономических и политических причин Валенсия и Балеарские острова не намерены отделяться от Испании, и Каталония в вопросе о провозглашении независимости остается одна
.
В статье анализируются реалии комсомольской борьбы с культурной отсталостью деревни в 1920-е годы. Связывая окружающие недостатки с «пережитками прошлого», комсомол в своей деятельности отличался радикализмом, непродуманностью действий, игнорированием сельской специфики. Однако это не должно полностью заслонить те результаты преобразований молодежного союза, которые и сегодня можно оценить положительно. Авторы статьи пытаются выявить их, более объективно изучив влияние комсомола и пионерии на крестьянство. Проблема рассматривается с позиций «поколенческой» истории. Выясняя отношение крестьян к результатам «революции в быту», авторы в первую очередь обращают внимание на реакцию представителей поколения «революционного перелома» (родившихся в основном в 1890-е годы) на молодежные инновации. Хотя крестьяне в силу своего природного консерватизма часто отрицательно оценивали свершения комсомола, что объективно имело положительные последствия, постепенное возрастание симпатий крестьян к комсомольской «революции в быту» в целом очевидно. Небольшая разница в возрасте поколений «революционного перелома» и «детей революции» (комсомольцев того времени) способствовала привлечению крестьян из поколения «революционного переворота» на мероприятия, организуемые комсомольцами.
ISSN 2227-1295 (Online)