ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Проведено комплексное описание одного из типов любительских диалектных словарей, а именно «словаря-энциклопедии». В качестве материала для анализа выбран словарь говора г. Бакал Челябинской области, составленный Борисом Петровичем Плаксиным (объем словаря — около 4000 слов). Представлены результаты анализа тематической, стилистической принадлежности лексики, составляющей словник словаря Плаксина. Показано, что значительную часть словаря составляют диалектные языковые факты (а также общеупотребительная и просторечная лексика и фразеология, которую автор квалифицирует как местную) тематических групп «Сельский быт», «Хозяйство», «Характеристики человека», «Профессиональная деятельность» и пр. Подчеркивается, что обширный пласт диалектных и общенародных фактов, приведенных в словаре, — это лексика и фразеология традиционной народной культуры, церковная терминология и лексика старообрядчества, а также обозначения реалий различных исторических эпох. Сделан вывод о том, что Б. П. Плаксин выбирает стратегию ценностно-исторического отбора лексики и включает в свой словарь лексику различных культурных и исторических пластов, ориентируясь на различные — доступные ему — источники, посвященные русской истории, традиционной обрядности, историческим фактам и т. д.
Представлены результаты анализа семантических групп мифонимов поэтического наследия И. А. Бунина как средств экспликации различных историко-информационных и культурно-символических мировоззренческих смыслов. Актуальность работы обусловлена интересом литературной ономастики к выявлению единиц ономастического кода художественно-эстетических систем различных отечественных и зарубежных писателей. Новизна работы связана с включением в состав бунинского мифонимикона лексических единиц с разным соотношением номинируемого образа и денотата, с синтезом лингвистического и литературно-культурологического подходов при характеристике каждой из выделенных лексических единиц. Двенадцать описанных семантических групп мифологических имен организованы в виде поля с ядерной и периферийной частями. Для каждой группы отмечены особенности контекстуального употребления. Авторы приходят к выводу, что в бунинской картине мира мифонимы различной семантики выполняют текстообразующую и смыслообразующую функции. Они не только репрезентируют архетипические образы (Огонь, Низ, Женское, Сад и др.), аксиологические оппозиции (свет — тьма, добро — зло и т. д.), ключевые идеи, темы и мотивы (идея бытийной неподвижности, темы любви, смерти, мотивы искушения, воскресения, сновидения и др.), историософские концепции (нравственного выбора и стойкости духа), но и участвуют в создании индивидуально-авторского мифа.
Аннотация:
Предпринята попытка проанализировать семантико-прагматический потенциал знаков-эмодзи, эксплицирующих «ковидное» значение. Материалом исследования послужили интернет-тезаурусы эмодзи с общим семантическим компонентом «медицина / пандемия коронавируса», циркулирующие в пространстве русскоязычного и англоязычного сегментов интернета. Авторами статьи ставится и анализируется ряд существенных вопросов, позволяющих осмыслить роль эмодзи в рамках пандемийного дискурса: уточняется и конкретизируется терминологическая вариативность терминов смайл, эмотикон и эмодзи в контексте описываемой проблематики. Характеризуется структурно-содержательный потенциал знака-эмодзи. Определяются возможности знака в процессе его использования носителями массовой интернет-культуры. Выделяются и характеризуются группы знаков-эмодзи в англоязычном и русскоязычном сегментах интернета. В работе используется полевый подход с выделением ядра и периферии в контексте описания тематического тезауруса знаков-эмодзи. Кроме того, уделяется внимание структурно-семантическим признакам знака-эмодзи, которые в конечном счете обусловливают возникновение простой или сложной пиктограммы. Делается вывод о том, что знаки-эмодзи включены во многие социальные сферы интернет-пространства в общем информационном контексте пандемии COVID-19.
Представлены результаты социолингвистического анализа факторов снижения языковой компетенции школьников-саха в широком экстралингвистическом контексте на материале полевых данных, представляющих количественную и качественную характеристику объекта исследования. Уделяется внимание функционированию якутского языка в сфере образования, испытывающему различные трансформации в зависимости от курса государственной образовательной политики, социально-экономического состояния региона и процессов глобализации, последствия которых формируют риски для этнокультурной составляющей общностей в субъектах Российской Федерации с недоминирующими языками. Утверждается, что языковая политика в сфере образования, реализующая «де-юре» билингвальные, полилингвальные модели, во внедрении которых преобладает формальный подход, фактически минимизирует присутствие якутского языка в системе образования вследствие недостаточного учета языковых установок, реальных потребностей этнической общности саха. Отмечается, что условия активного контактного двуязычия в регионах РФ, разнообразие неоднозначных экстралингвистических факторов предопределяют усиление институциональной поддержки, государственного протекционизма в области оптимального языкового обеспечения образовательного и воспитательного процессов. Доказывается, что учет опыта исследований семейной, гражданской языковой политики может содействовать в получении оптимального решения проблем воспроизводства языка на региональном материале.
Статья посвящена рассмотрению категории пространства в древнерусском тексте. Для анализа привлечён текст жития Еразма. Новизна работы заключается в обращении к тексту памятника, в котором категория пространства ранее не рассматривалась. В основу исследования положена номинативная лексика с пространственным значением. В ходе рассмотрения выделены различные типы пространств в житии: реально-географическое, городское, сакральное, библейское, символическое. Важным для понимания пространства в житии становится аксиологическая установка жанра: пространство трактуется в религиозно-символическом ключе. В статье показано, что пространство жития выстраивается по горизонтали и вертикали. Подчёркивается, что движение героя по горизонтали отражает перемещение героя в географическом пространстве. Путь понимается как буквально, так и метафорически. Особое внимание уделяется значимой для текста жития оппозиции верха и низа: верх ассоциируетя с божественным, низ — с представлением о дьявольском. Показано, как библейское пространство создаётся отсылками к библейскому тексту. Символичекое пространство тоже связано с вертикальной оппозицией и имеет религиозно-этическую трактовку: возникает образ града святого, предназначенного для праведников. В тексте аксиологическую установку отражает и трансформация пространства или его преодоление при описании некоторых чудес.
Рассматривается вопрос об использовании местоимений как элемента в процессе словообразования лексических единиц немецкого и русского языков. Материалом послужили тексты, относящиеся к разным жанрам: публицистические, научно-популярные, научные, художественные. Новизна исследования видится в сравнении словообразовательного потенциала местоимений в двух языках, система словообразования которых имеет некоторые отличия. Представлен результат сопоставительного анализа лексики, относящейся к разным частям речи. Особое внимание уделяется возможности использования личных местоимений, которые задействованы в именном словообразовании. Показано, что лексические единицы с компонентами — личными местоимениями в русском языке менее характерны, однако используются в текстах определённой тематики и в некоторых случаях являются кальками с соответствующих иностранных слов. Уделяется внимание возникновению неологизмов и окказионализмов, использованию заимствований. Поднимается вопрос о роли контекста в интерпретации слов с местоименными компонентами. Делается вывод о том, что словообразовательный потенциал местоимений выше в немецком языке, однако лексические единицы русского языка также могут быть образованы с использованием подобных элементов. Отмечается увеличение числа слов данного типа в русском языке за счет переводной терминологии из германских языков.
Рассматривается проблема оптимизации словарного описания стереотипов русской лингвокультуры, отраженных языковыми единицами. Показаны возможности решения данной проблемы при тематической словарной систематизации пословиц, регламентирующих коммуникативное поведение русских. Выполнен обзор современных лингвокультурологических и лингвоаксиологических исследований таких паремий в их проекции на лексикографическую практику. Показано развитие идей паремиографов XIX века в современных концепциях тематических словарей, особое внимание уделяется рубрикации разделов и приемам комментирования пословиц речеповеденческой тематики. Приводится авторский вариант классификации пословичного материала, отражающего коммуникативное поведение русских. Обосновывается целесообразность рассредоточенного расположения паремий в рубриках, представляющих речевые жанры и особенности общения в определенных социокультурных сферах. В соответствии с данной концепцией модифицирована и разработанная авторами ранее система лингвоаксиологической параметризации пословиц. Приводятся образцы словарных макростатей, репрезентирующих аксиологемы речеповеденческой сферы. Привлекается не получивший на данный момент отражения в словарях пословичный материал интернет-коммуникации. Представлена концепция лингвоаксиологической параметризации материала в двуязычном тематическом словаре пословиц.
Представлена параметрическая модель описания функционирующего в церковно-религиозном стиле речевого жанра «эссе», которое именуется духовным на основе его интенциональных, тематико-содержательных, элокутивных и иных особенностей. Автор предлагает использовать при анализе эссе, обладающего духовным (религиозно-христианским) содержанием, такие параметры: адресат, адресант, духовно-религиозные интенции автора, духовно-религиозная тематическая основа содержания, композиция, аргументация, используемые христианские образы, тактики и стратегии, репрезентативные лингвостилистические средства, интертекстуальное наполнение. На материале текста «“Эффект близости” в истории и повседневности», написанного архимандритом Макарием (Веретенниковым), показана реализация данной модели. Духовное эссе определяется как жанр церковно-религиозного стиля: создаваемый священнослужителем и адресованный представителю христианской культуры текст-рефлексия, отражающий личные переживания и впечатления автора. В завершающей части работы утверждается: духовное эссе реализуется как самостоятельный жанр и становится элементом структуры иного жанра, например, письма, дневника и др., то есть воплощается как интражанр. Для исследования привлекается сборник духовных эссе архимандрита Саввы (Мажуко) «Любовь и пустота». Сопоставительный анализ призван точно и убедительно показать специфику духовного эссе.
Рассматривается вопрос о методике описания образа автора в текстах одного речевого жанра в современной лингвистике. Утверждается, что эта методика нуждается в проработке принципов, ориентированных на системное конструирование. Одной из проблем современного жанроведения авторы статьи называют то, что большое количество исследований в этой области в совокупности отражает разноаспектные подходы к описанию «образа автора» в текстах одного жанра. Для объективного описания образа автора выдвигается гипотеза «функционального моделирования автора жанра»: модель системы жанра в гносеологическом описании имеет сложную уровневую структуру. Авторы статьи разрабатывают собственную технологию описания образа автора в текстах одного жанра, определяя эту технологию как эффективную и соответствующую принципам системного подхода к жанровым явлениям. Для того чтобы решить проблему атрибутивного аспекта описания жанра, то есть определить его единицы, продуктивным представляется анализ жанра по так называемой коммуникативно-семиотической модели. В статье предложены пути решения возникающих проблем, касающихся принципов объективистского описания модели автора жанра.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЖУРНАЛИСТИКА. ФОЛЬКЛОРИСТИКА
Проведено исследование эпических формул, эксплицирующих вариации концепта МЫСЛЬ в тексте олонхо сказителя Т. В. Захарова-Чээбий «Ала Булкун», относящемся к ранним (дореволюционным) записям якутского эпоса. Представлены результаты концептуального анализа вариаций концепта МЫСЛЬ, которые согласно наблюдениям автора, формируются при функционировании лексем санаа ‘мысль’ (39 формул) и толкуй ‘мысль, идея, соображение, размышление’ (7 формул) с учетом общего контекста эпических формул. Установлено, что концепт МЫСЛЬ, как прототип, обнаруживающий наибольшее число характеристик, лежит в основе формирования следующих производных от него концептов-вариаций: ГНЕВНЫЕ МЫСЛИ, СМЕЛЫЕ МЫСЛИ, РАЗМЫШЛЕНИЕ, УМЫСЕЛ, ЛЕГКОМЫСЛЕННОСТЬ, ДУРНЫЕ МЫСЛИ, ТЯГОСТНЫЕ МЫСЛИ, БЕСПОКОЙНЫЕ МЫСЛИ и МЫСЛИ О ЛЮБВИ. Установлено, что концептуальная информация может также исходить из общего контекста эпической формулы без лексемы-репрезентанта. Выявлено, что исследуемые концепты несут аксиологическую нагрузку и служат для раскрытия образов эпических персонажей. По мнению автора, оценочное значение рассматриваемых концептов, помимо собственно когнитивной функции, также является одним из факторов, способствующих устойчивости эпической формулы.
Рассматривается вопрос о способах создания пространственного континуума в ранних рассказах И. А. Бунина «На чужой стороне», «На хуторе» и «На Донце», объеденных единым принципом номинации и вошедших в первую книгу прозы писателя «На край света» (1897 г.). Семантика заглавия актуализирует пространственную составляющую авторской языковой картины мира, что и определило путь лингвостилистического анализа языкового материала рассказов. Особое внимание авторами уделяется средствам лексической репрезентации пространства как одной из базовых лингвокогнитивных категорий. Новизна исследования состоит в том, что выявлен, систематизирован и описан языковой материал, позволяющий определить индивидуальные авторские особенности в создании пространственного континуума ранних рассказов И. А. Бунина. Актуальность исследования обусловлена обращением к проблемам когнитивной лингвистики. На основе статистического, описательного и лингвокогнитивного методов анализа авторы выявляют и описывают средства лексической репрезентации пространственной модели, созданной в рассказах И. А. Бунина, которую характеризует четкая структурированность и индивидуальность авторского подхода. В ходе проведенного исследования авторы приходят к выводам, позволяющим охарактеризовать особенности построения пространства в ранних рассказах писателя с учетом индивидуальных особенностей авторского миромоделирования, а также проанализировать лингвистические параметры идиостиля И. А. Бунина.
Статья продолжает цикл работ, посвященных русской рецепции шотландского писателя Джеймса Хогга (1770—1835), известного интерпретатора народных баллад и автора «Исповеди оправданного грешника» (“The Private Memoirs and Confessions of a Justified Sinner”, 1824). Cобраны и обобщены факты и материалы, связанные с восприятием Дж. Хогга в России в середине XIX — начале XX века. Отмечается, что в рассматриваемый период не было создано новых переводов поэзии и прозы Дж. Хогга на русский язык, однако в статьях ведущих литературных критиков (Н. Г. Чернышевский, М. Л. Михайлов, А. В. Дружинин) при анализе произведений Н. В. Гоголя, Т. Гуда, переводческой деятельности И. С. Тургенева высказывались суждения, посвященные отдельным аспектам биографии и творчества шотландского автора. Установлено, что основным источником сведений о Дж. Хогге и его творчестве являлись для русского читателя второй половины XIX — начала XX века переводные издания по истории английской литературы и культуры, другие книги западноевропейских исследователей, изданные в России. Осмыслены проявления интереса отечественных исследователей и популяризаторов английской литературы к творчеству Дж. Хогга, причем особое внимание уделено статье Н. А. Соловьева-Несмелова «Джемс Хогг», представлявшей собой литературный этюд о детстве писателя, и очерку К. Ф. Тиандера об истории английского романа первой четверти XIX века, в котором предложена отличная от предшественников оценка деятельности шотландского автора как продолжателя традиций М. Эджуорт.
Рассматривается вопрос концептуального соотнесения славянских сюжетов о Савве Грудцыне и пане Твардовском с понятиями «фаустовская тема», «фаустовская легенда» и «фаустовский сюжет». Поднимается вопрос о правомерности отнесения славянских вариантов мотива договора с бесом к общей группе подобных мотивов по аналогии с «фаустовским». Выполнен обзор отечественной и зарубежной научной литературы, посвященной отличию и сходству славянских сюжетов с легендой о Фаусте, а также общим источникам и типологическим характеристикам особенностей «фаустовской темы». Представлены результаты сопоставительного анализа текстов о Фаусте, Савве Грудцыне и пане Твардовском. Особое внимание уделяется сопоставлению анонимного произведения о Савве Грудцыне с романом норвежского писателя М. К. Хансена. Новизна исследования видится в том, что для решения данной проблемы предложена системная литературоведческая методология в ключе исторической поэтики, на основе разграничения анализа сюжетов, мотивов, системы персонажей и смысловых акцентов произведений. Актуальность исследования обусловлена введением в научный оборот малоизученных текстов литературы и фольклора, объединенных сюжетом договора с бесом. Приводятся определения специфических мотивов, позволяющих разграничить литературные памятники по принципу сюжетной модели и системе персонажей. Представлена авторская разработка в отношении источников указанного сюжетного типа.
Рассматриваются вопросы архитектоники фольклорных текстов исторического содержания: русских и украинских исторических песен, исторических баллад, дум и былин. Актуальность исследования обусловлена поиском синхронного типологического сходства между фольклорными текстами различной этнической, родовой, жанровой, поэтической природы. Особое внимание уделяется трем аспектам организации песенной фабулы: ее композиционной многослойности, сочетанию в ней нескольких начал; фабульному значению алломотивов, эксплицирующих материальное начало; их стилевому оформлению. Приводятся определения материального и духовного начал. Показано объективное существование типологического сходства на уровне алломотивной организации русских и украинских текстов, относящихся к классическому, традиционному и стадиально позднему типам творчества в области историко-песенного фольклора. Показано, что это сходство объяснимо отражением в текстах жизненной, бытовой эмпирики и может приобретать различные стилевые воплощения: сниженное бытовое, констатирующее, идеализирующее. Поднимается вопрос о причинах аксиологических различий в русской и украинской фольклорных традициях. Доказано, что экспликации материального начала могут обладать различным значением в организации песенной фабулы: факультативным, значимым в пределах фрагмента текста, фабулообразующим.
Рассматривается проблема аксиологии субъекта декларативно-публицистической поэзии. Прокомментированы понятия «публицистическая поэзия», «декларативно-публицистическая поэзия», «агитационная поэзия». На материале ряда произведений, посвященных актуальному в пролетарской поэзии 1920—30-х годов образу «новой женщины», выявляются элементы, определяющие аксиологию субъекта. Исследуется сборник советской кабардинской поэзии «Первый шаг». Цель статьи — выявить ценностные нюансы, которыми в национальных «вариантах» советской литературы дополнялись сложившиеся в русской агитационной поэзии каноны выражения типичного для нее субъекта. Уделяется внимание семантическому наполнению поэтического «мы», пространственным и временным аспектам репрезентации поэтического субъекта, характеру отношений субъекта поэтического высказывания к главному герою. Демонстрируется аксиологический подтекст деталей одежды в контексте актуального для агитационной поэзии противопоставления двух временных планов. Доказывается, что представленность субъекта агитационной поэзии на стыке двух временных планов является для авторов «Первого шага» наиболее функциональным аспектом его аксиологии. Актуальность исследования определяется в свете проблемы межкультурного взаимодействия, восприятия конкретной культурой нехарактерных для нее способов выразительности, формирования непривычного ей субъекта поэтического мышления.
Статья посвящена изучению собрания исторических анекдотов о Петре Великом Я. Штелина (1709—1785), впервые напечатанных в 1785 году на немецком языке в Лейпциге. Доказывается, что исторические анекдоты (о Петре Великом) в качестве жанра литературы появились в России во второй половине 1730-х годов. По мнению автора, почва для их возникновения — это распространённые в обществе рассказы о Петре Великом. Сообщается, что первый созданный Яковом Штелиным сборник исторических анекдотов о Петре Великом — собрание из 34 анекдотов 1744 года. Отмечается, что в дальнейшем он создал сборники из 95, 110 и 117 анекдотов. Исследование показало, что исторические анекдоты Штелина — это итог глубокой литературной переработки услышанных им сообщений, преданий. Выявлено, что Яков Штелин работал над превращением записанных им набросков, сделанных по мотивам услышанных устных рассказов, в исторические анекдоты на протяжении более 40 лет. Утверждается, что в итоге публикация его исторических анекдотов в 1785 году имела оглушительный успех в Европе, включая и Россию, и положила начало расцвету этого жанра в России в конце XVIII — начале XIX веков.
Представлен обзор научно-критических работ, посвященных изучению советской неподцензурной поэзии как историко-литературного явления в целом и творчества ключевых ее персоналий, в частности. Актуальность работы обусловлена малоизученностью данного сегмента русской литературной критики XX века и необходимостью систематизации накопленного опыта оценки и интерпретации андеграундной поэтической культуры с целью выявления перспективных направлений дальнейшего ее научного освоения. В статье акцентировано внимание, во-первых, на оценке самиздатовской критикой творчества неподцензурных поэтов 1980-х годов. Охарактеризованы такие особенности их художественного письма, как культуроцентричность, имперсональность, автономность поэзии вследствие отказа от «аристотелевского мимесиса» и переориентации поэтического высказывания на «сам язык» и др. Во-вторых, рассмотрено формирование в научно-критическом дискурсе постмодернистской концепции развития русской литературы, в свете которой такие андеграундные стилевые течения, как «метареализм» и «концептуализм», представлены в качестве наиболее репрезентативных явлений поэтического постмодернизма. В-третьих, обозначено, что в литературоведении 2000—2010-х годов предложен ряд научных концепций, ограничивающих исследовательское поле применения постмодернистской теории к русской поэзии второй половины XX века («неомодернизм», «трансавангард», «постреализм»). В-четвертых, определяется, что освоение наследия советского поэтического андеграунда в современной науке о литературе происходит прежде всего с позиции системного изучения поэтики и аксиологии творчества нонконформистских поэтов и выявления генетических связей их поэзии с русской модернистской и авангардистской традицией начала XX века.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. ЭТНОГРАФИЯ. ЭТНОЛОГИЯ
Рассматривается период борьбы Южного (Иракского) Курдистана за самоопределение, а именно такие события, как превращение его в центр курдского национального движения на Ближнем Востоке и провозглашение в 1974 году Курдского автономного района (КАР). Комментируется создание юридического прецедента, который приобрел международный характер. Признание правительством Ирака права курдов на территориальную автономию оценивается как несомненный успех национального движения курдского меньшинства. Отмечается, что выработке проекта временной конституции предшествовала длительная дискуссия между арабами-шиитами, арабами-суннитами и курдами по вопросу о будущем административном устройстве страны. Показано, что баасистский режим не собирался решать курдскую проблему в стране на подлинно демократической основе, а лишь создал видимость решения вопроса с целью снятия внутренней и международной напряженности. Автор останавливается на репрессивных мерах правительства Саддама Хусейна в отношении курдов. Подчеркивается массовый характер репрессивных мер в период ирано-иракской войны 1980—1988 годов.
Анализируется влияние Кронштадтского мятежа (март 1921 года) на изменение экономического курса большевиков. Представлены результаты сопоставительного анализа разных концептуальных подходов к трактовке его как фактора влияния. Первоосновой военного коммунизма авторы считают продовольственную диктатуру, периодически смягчавшуюся кампаниями по наделению трудящихся «льготами» в виде права на провоз продуктов; современники говорили о «льготничестве». В работе выполнен обзор событий, позволяющий рассматривать «льготничество» в качестве основного фактора активизации нелегальных рыночных отношений в 1918—1921 годах. Новизна ее состоит в атрибутировании Кронштадтского мятежа как существенной причины перехода ленинского руководства не к НЭПу, а к очередной «льготнической» операции. Вместе с тем авторы статьи аргументируют суждение о том, что ускоренное мятежом накопление уступок («льгот») привело в августе 1921 года к легализации свободы торговли и к НЭПу. В статье уделяется внимание вопросу о социальной базе восстания, поскольку в том числе в этом обстоятельстве авторы усматривают истоки неустрашимости и отчаянности повстанцев. А. Давыдов и В. Хуциева доказывают, что восставшие в первую очередь выступали от имени той части крестьянства, которое сумело сберечь свой хлеб от большевистских реквизиций.
Статья посвящена анализу политического процесса отказа Германии от атомной энергетики. Представлены результаты сопоставительного анализа решений правительства, принимавшихся в течение одного десятилетия, однако различных по своему характеру и имевших разные последствия для атомной отрасли. Уделяется особое внимание вопросу взаимодействия правительства и энергетических компаний в контексте решений 2002 и 2011 годов. Показано, что отказ от атомной энергетики в 2002 году был компромиссным решением, учитывающим как политическое стремление общества к прекращению работы АЭС, так и экономические интересы энергоконцернов. Анализируются последствия одностороннего решения правительства ФРГ 2011 года, ущемляющие интересы атомного лобби, что привело к многолетним судебным разбирательствам, закончившимся в пользу энергоконцернов. Выполнен обзор итоговых компромиссных соглашений между компаниями и правительством, регулирующих вопрос справедливых компенсаций за досрочную остановку АЭС. На основе сравнительного анализа двух решений о выходе Германии из атомной энергетики и их последствий делается вывод, что при закрытии целых отраслей по политическим причинам необходимы консультации с привлечением всех заинтересованных сторон для выработки приемлемого компромисса.
Рассмотрен процесс развития начальной церковной школы в Осетии во второй половине XIX — начале XX века. Показано, что, находясь под эгидой духовного ведомства, церковная школа в Осетии эволюционировала в соответствии с ориентирами, задаваемыми правительственной политикой в сфере образования, однако процесс трансформаций имел и свою специфику. Сообщается, что учреждением и поддержкой церковных школ занималось исключительно Общество восстановления православного христианства на Кавказе. Выяснено, что церковные школы оказались востребованными в среде горского крестьянства, стремившегося получить хотя бы элементарное образование, выполнявшее важные адаптивные функции в условиях распада традиционного быта и формирования новой социальной реальности в пореформенный период. Подчеркивается, что отсутствие государственной поддержки со временем лишало приходскую школу стимулов и перспектив к развитию. Утверждается, что церковная школа в Осетии, не выдерживая конкуренции со светскими учебными заведениями, к 1917 году была уже практически неспособна выполнять свои образовательные задачи и потому перестала удовлетворять местное население, которое начало выказывать заинтересованность в светских учебных заведениях начального уровня, полнее отвечавших возросшим образовательным запросам.
Рассматривается деятельность одного из типичных представителей российской региональной бюрократии второй половины XIX — начала XX веков — Виктора Вильгельмовича фон Валя на посту виленского губернатора, который он занимал в 1901—1902 годах. Особое внимание уделяется обстоятельствам назначения его на данную должность, которое было обусловлено попытками административной реорганизации в управлении северо-западными окраинами России. Дается краткий анализ общественно-политической обстановки, сложившейся к началу XX века в Виленской губернии, и указывается, что наиболее острой проблемой в этот период являлось активное рабочее движение, носившее в крае смешанный социально-этнический характер. Делается вывод о том, что реализуемая фон Валем управленческая модель, в основе которой лежала традиционная административно-силовая доминанта, не соответствовала сложившейся в крае обстановке и провоцировала повышение градуса насилия в губернии. Отмечается, что, несмотря на краткосрочность пребывания фон Валя на посту виленского губернатора, оно имело ряд важных последствий, продемонстрировав преждевременность ликвидации института генерал-губернаторства в крае и необходимость смягчения административной политики в отношении местного населения.
Рассматриваются вопросы, связанные с уровнем потребления населения СССР в «перестроечный» период его истории. В целях проведения объективного исторического анализа проблемы авторы использовали материалы фондов трех архивов, часть из которых впервые вводится в научный оборот. Подчеркивается, что вторая половина 1980-х годов явилась судьбоносной для Советского Союза, став последней пятилеткой в его непростой истории. Представлены результаты сопоставительного анализа потребления продовольствия населением Свердловской области в исследуемом периоде. Констатируется явное несоответствие уровня потребления населением Среднего Урала ряда продуктов питания нормам их научно обоснованного рационального потребления. Делается акцент на том, что в пищевом рационе советских граждан всегда очень не хватало овощей, бахчевых, фруктов и в некоторой степени — рыбопродуктов. Доказывается, что хроническое недопотребление данных продуктов в известной мере «компенсировалось» повышенным потреблением сахара, кондитерских изделий и молокопродуктов, а в тяжелые 1940—1950-е годы — хлебопродуктов и картофеля. Сделан вывод о том, что не стоит излишне драматизировать «материальный» фактор в развитии дезинтеграционных процессов, приведших к распаду Советского Союза.
Анализируются материалы дореволюционных периодических изданий Якутии конца XIX — начала XX веков, содержащие сведения о жизнедеятельности сектантов-скопцов в области. Обращение к данным источникам необходимо в целях реконструирования истории скопчества в связи с актуальным в современной науке интересом к публикациям региональной печатной прессы, которые не были ранее приняты исследователями во внимание. Новизна исследования состоит в пополнении знаний об истории скопчества в Якутии благодаря введению в научный оборот новых исторических источников. Анализ материалов якутской прессы позволяет сделать вывод, что роль скопцов в развитии хлебопашества и огородничества в Якутии оставалась актуальной темой спустя годы после их освобождения из ссылки. Особое внимание авторы уделяют освещению бытовой стороны скопческой жизни на страницах периодической печати. Схожесть новостных сюжетов о сектантах формирует устойчивое представление о взаимоотношениях скопцов с местным населением, образе жизни и моделях поведения в условиях якутской действительности конца XIX — XX веков.
Статья посвящена созданию и функционированию института сочувствующих ВКП(б) в Западно-Сибирском крае в феврале 1934 — сентябре 1937 годов. На основе широкого круга источников, в том числе впервые вводимых в научный оборот, рассмотрены причины, предпосылки и обстоятельства возрождения данного института. В том числе установлено, что формирование групп сочувствующих в Западной Сибири началось позже, чем в других регионах СССР, и только после того, как их существование было официально закреплено Уставом ВКП(б). Выявлены основные способы комплектования групп сочувствующих, прослежена динамика их численности в Западно-Сибирском крае, выяснен количественный и качественный состав. Показано, что институт сочувствующих обладал серьезным потенциалом, который, тем не менее, оказался не реализован в силу таких субъективных факторов, как слабость организационной и идеологической работы местных партийных организаций. Сделан вывод о том, что ни в Западно-Сибирском крае, ни в СССР в целом институт сочувствующих не справился с отведенной ему ролью основного кадрового резерва ВКП(б).
Рассматриваются вопросы исследования бюджетов времени различных категорий советского населения в 1920-х — начале 1930-х гг. Уделяется внимание роли досуга в повседневности советского человека. Представлены результаты сопоставительного анализа материалов по обследованию роли досуга в бюджетах времени рабочих, учащейся молодежи, инженеров, партийных работников. Поднимается вопрос о том, что досуг имеет разную значимость в бюджетах времени мужчин и женщин, а также жителей столиц и провинции. В работе использовались положения и методы исторической антропологии, истории повседневности и досуга, проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы. Выполнен обзор общих и особенных для различных категорий населения черт в трате времени на досуг. Дана оценка степени репрезентативности результатов проводившихся в рассматриваемый период исследований бюджетов времени. Сделан вывод о том, что полагавшееся законодательством время на отдых на практике либо занималось работой, либо тратилось непродуктивно. Было доказано, что основными причинами этого была ненормированность рабочего дня, дополнительная работа и нерациональная организация свободного времени.
На основе впервые вводимых в научный оборот архивных источников, извлеченных из фонда Российского государственного архива новейшей истории, освещается вопрос общественного восприятия социально-материальных условий жизни 1950—1980-х годов. В тексте поднимается проблема утверждения новых социальных архетипов, формирование которых становится возможным в условиях утверждения новоприобретенных ценностных основ экономического поведения, приемлемости неформальной хозяйственной практики, а также деятельности, направленной на укрепление материального достатка. Комментируются обстоятельства метаморфоз в мировоззренческих установках и стереотипах мышления представителей партийной номенклатуры, руководителей производств, управленцев, рабочих и сельских тружеников. Уделяется внимание вопросу традиций коммунальности, коллективизма, советской трудовой идеологии. Охарактеризована реакция власти на перемены в мироустановлении, выражающиеся в трансформации идеологических конструктов и патерналистских менталитетообразующих констант сознания русского народа. Автор приходит к выводу, что на протяжении 1950—1980-х годов изменения в повседневных общественных представлениях и традициях, ментальности, мышлении свидетельствовали о нарастании социального размежевания, что в конечном итоге стало основой кризиса 1990-х годов.
На основе архивных источников раскрывается опыт эвакуации социально неблагополучных детей Карелии в Харьковскую губернию в 1919—1920 гг., анализируется система жизнеобеспечения «государственного ребенка» в Гиевской колонии. Изучение этого специфического способа оказания социальной помощи детям, применявшегося в экстремальных условиях Гражданской войны, позволило раскрыть сложность и рискованность такого рода мероприятий. Центральное место в статье отведено исследованию продовольственного вопроса, снабжения обмундированием и других проблем обеспечения колонистов. Охарактеризована организационная составляющая процесса эвакуации и реэвакуации детей, показаны изменения в материальной базе колонии, выявлены проблемы в осуществлении учебно-воспитательной работы внутри учреждения. Особое внимание уделяется характеристике медико-санитарного обслуживания воспитанников Гиевской колонии с определением санитарно-гигиенических условий жизни в учреждении, наличия у детей предметов личной гигиены, а также обследование их врачами. В статье показано, что дело снабжения продуктами и одеждой воспитанников колонии практически полностью легло на плечи ее сотрудников, которым приходилось самостоятельно привлекать дополнительное финансирование, улучшать материальные условия проживания детей, искать необходимые ресурсы для развития подсобного хозяйства и мастерских.
ISSN 2227-1295 (Online)