Preview

Научный диалог

Расширенный поиск
№ 3 (2018)

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

9-18 23
Аннотация
Статья посвящена проблеме изучения текстов, функционирующих в области специальной коммуникации, а именно - документных текстов, применяемых в медицине и фармации. Актуальность исследования определяется важностью правильного и эффективного информирования пациента, обеспечения его необходимой информацией на этапе лечения и профилактики заболеваний. Материалом для исследования послужили тексты инструкций по применению лекарственных препаратов на русском языке. Целью статьи является анализ содержательно-смысловой структуры данных текстов, а также выявление и описание реализуемых в них коммуникативно-прагматических функций (дескриптивная, прескриптивная, информативная, регулятивная). Констатируется наличие жесткой унифицированной структуры исследуемых текстов, имеющих строго закрепленное расположение разделов и подразделов. Показано, что с точки зрения содержательно-смысловой структуры данные единицы могут трактоваться как коммуникативно-прагматические блоки, в которых могут быть реализованы от одной до нескольких коммуникативно-прагматических функций. Выявлена связь между коммуникативно-прагматическими функциями текстов инструкций по применению лекарственных препаратов и характером восприятия и понимания данных текстов. Делается вывод о том, что наряду с другими функциями регулятивная функция в наибольшей степени отражает коммуникативно-прагматическую направленность исследуемых текстов на адресата, не имеющего специальных медицинских и фармацевтических знаний.
19-31 17
Аннотация
Рассматриваются формальные и стилистические характеристики основных способов передачи чужой речи - прямой, косвенной и несобственно-прямой речи. Приводится сравнительный анализ отечественной и англоязычной терминологии способов передачи чужой речи. Обобщены и представлены формальные показатели прямой, косвенной и несобственно-прямой речи. При определении стилистического статуса способов передачи чужой речи автор отрицает мнение о стилистическом приоритете несобственно-прямой речи перед двумя другими способами передачи чужой речи. Утверждается, что все способы передачи чужой речи обладают широкими стилистическими возможностями, реализуемыми путем варьирования формально-содержательных признаков плана автора художественного произведения и плана персонажей. Прямая речь создает эффект динамичности, естественности, вовлеченности читателя в событийное пространство. Доказано, что косвенная речь позволяет рассказчику не только с разной степенью детализировать план высказываний персонажей, но и выражать к нему свое отношение. Особое внимание уделяется несобственно-прямой речи, которая вынуждает читателя самому интерпретировать высказывание за счет его прагматической двусмысленности. Автор подтверждает примерами, что несобственно-прямая речь может создавать двусмысленность не только планов повествования (автора и героев), но и формы речи (внешней или внутренней).
32-40 19
Аннотация
Рассматриваются семантические характеристики речевых формул извинения в английском языке. Представлены результаты семного анализа, при помощи которого исследуются словарные статьи глаголов и прилагательных, лежащих в основе речевых формул извинения. Устанавливаются отличительные семантические особенности каждой речевой формулы. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления семантических рамок при исследовании лингвосемиотических характеристик рассматриваемых речевых формул извинения. Новизна исследования видится в том, что до настоящего времени подробного анализа семантических характеристик данных речевых формул не проводилось. Устанавливаются различия в семантике речевых формул извинения в английском языке: извинение с прилагательным sorry является нейтральным и основным способом выражения извинения; извинение с глаголом to excuse приносится за негативное действие; извинение с глаголом to forgive приносится за негативное состояние; извинение с глаголом to apologise/ze дополнительно включает такие семы, как ‘официальность’ и ‘эмфатика’; извинение с глаголом regret включает в себя семы ‘сожаление’ и ‘официальность’; извинение с речевой формулой I’m afraid включает в себя сему ‘вежливость’ и используется, чтобы смягчить последующее за этим неблагоприятное сообщение. Выявляются функции, в которых могут использоваться изучаемые формулы.
41-51 18
Аннотация
Исследуются игровые возможности приема интертекстуальности. Сообщается, что интертекстуальные параллели присутствуют в художественных текстах в явной или в скрытой форме, при этом обыгрыванию подвергаются прецедентные имена, сюжеты, система персонажей, мотивы и цитаты. Подчеркивается, что выявление приёма интертекстуальности требует знаний языкового и экстралингвистического характера, этимологии, познаний в области фольклора, знания мировой литературой. Выявлено, что интертекстуальные связи у Ю. Буйды служат средством актуализации окказиональных смыслов и их развёртывания до многоуровневой и многослойной игры. Автор статьи доказывает, что генерируемые смыслы, как правило, контрастируют по признаку «высокое» - «низкое» / «бытовое» или смещены к сфере материально-телесного низа, что является основой создания комического эффекта. Охарактеризована специфика комического творчестве Юрия Буйды: смех, комическое неразрывно граничат с трагическим, благодаря чему воссоздается архаическая картина мира, где эти полярные для рационалистического мышления сущности составляли единое, нерасчлененное целое. Показано, что использование приема интертекстуальности переводит трагический тон рассказа в комический. Доказывается, что прием интертекстуальности в текстах этого писателя представляет особое явление: это не просто стилистическое средство, а игровой способ реконструирования особенностей мифологического мышления.
52-61 19
Аннотация
Статья посвящена проблеме сохранения языка и культуры вепсской народности. Автор исходит из того, что ситуация с языками малочисленных народов Российской Федерации близка к критической. Показана зависимость демографической и языковой ситуации в малой этнической группе от политики государства. Автор указывает на положительный опыт политики коренизации, которую проводило советское государство с начала 1920-х до конца 1930-х годов с целью политического, культурного и экономического развития национальных меньшинств. Сообщается, что в результате проведения этой политики переписи 1926 и 1939 годов показывали самую высокую численность вепсов: 32,8 и 29,7 тыс. человек соответственно. Констатируется, что с ухудшением национальной политики в конце 1937 года началась деградация этноса, которая продолжается и сегодня. Автор показывает, что вепсы разъединены, экономически и политически не защищены на своих исконных территориях, происходит убыль носителей, исчезает языковая среда, язык теряет главную функцию - быть средством общения. Предлагаются меры по предотвращению дальнейшей убыли вепсского населения и сохранению языковой среды. Автор подчеркивает определяющую роль государства в вопросах развития, защиты и укрепления малых этносов и их языков.
62-75 25
Аннотация
Работа посвящена актуальной проблеме языковой концептуализации пространства Сибири XVII-XVIII веков. Семантическое поле пространства, впервые реконструируемое на материале Есиповской летописи, рассмотрено как модель региональной пространственной картины мира. Семантика лексических единиц, обозначающих военные действия (наступление, отступление, оборона, разгром и покорение врага), проанализирована в когнитивном аспекте. В статье определены особенности лексической репрезентации семантической парадигмы «Путь - бой», конструирующей дальнюю периферию семантической сферы «Перемещение в пространстве», которая наряду с семантическими сферами «Русь, Московское царство», «Физическое пространство, простор» структурирует семантическое поле пространства в этом тексте. Выяснено, что актуализация такой существенной характеристики пространства Сибири, как покорение новой территории, выражена семантикой большого количества лексем, связанных отношениями синонимии, антонимии, конверсии, лексико-словообразовательными отношениями. Установлено, что подобные семантические и лексико-словообразовательные отношения формируют семантические парадигмы всего реконструируемого поля пространства и являются языковым отражением интереса к объектам, привлекающим общественное внимание. Доказано, что в тексте Есиповской летописи таким объектом является Сибирь. Метод полевого описания лексики позволил уточнить в ходе анализа парадигматики лексем их лексическое значение и, выявив структуру семантического поля, реконструировать существенные параметры сибирской пространственной картины мира.
76-88 21
Аннотация
Рассматривается вопрос об особенностях языковой среды города. Приводится определение термина городское письмо , которым автор статьи обозначает баннеры, щитовую рекламу и вывески. Охарактеризованы тенденции изучения креолизованных текстов в современной лингвистике. Отмечены основные причины частотного употребления паралингвистических элементов в рекламном тексте в целом и в «городском письме» в частности. Рассматривается связь (связность) вербального компонента и визуальной части в текстах городской среды Иркутска. Актуальность исследования обусловлена необходимостью оценить эффективность воздействия текстов на аудиторию. Новизна работы видится в том, что впервые «городское письмо» как разновидность рекламного текста выступает в качестве полноправного объекта лингвистического исследования. Представлены результаты анализа «городского письма» Иркутска. Предлагается классификация типов семантических отношений вербальных и визуальных компонентов: (1) прямая соотнесённость, (2) периферийная соотнесённость, (3) контаминация (взаимодополнение) вербально-визуального блока и эргонима. Установлено, что авторы креолизованных текстов отдают предпочтение первому типу связи изображения и слогана. Высказано предположение, что небольшое количество примеров с другими типами связи обусловлено недостаточным уровнем речевой культуры авторов «городского письма». Выявлены единичные случаи немотивированного (ошибочного) использования элемента невербальной части.
89-100 24
Аннотация
Характеризуются речевые акты разных типов, характерные для текстов интернет-форумов. Новизна работы видится в материале исследования: интернет-дискурс появился и стал предметом исследования сравнительно недавно, и многие его жанры еще не исследованы в полной мере, тем более что данный вид дискурса находится в постоянном развитии и претерпевает изменения. Актуальность работы обусловлена тем, что она выполнена в русле направления прагмалингвистики. Делается вывод об обусловленности высокой частотности директивных речевых актов жанром интернет-форума. Авторы показывают, что в этих текстах достаточно часто встречаются экспрессивы. Выявлено, что репрезентативы, а также интеррогативы составляют небольшой процент от общего числа речевых актов в исследуемом материале и встречаются, как правило, в начальных «постах». Комиссивы и декларации не присутствуют в выборке данного исследования, из чего делается вывод, что они присутствуют в интернет-форумах в единичных случаях. Более подробно исследуются директивные речевые акты как самые распространенные в изучаемом материале, анализируется степень их категоричности, а также языковые средства, смягчающие тон директивных речевых актов. Различаются эксплицитные и имплицитные директивы.

10.01.00 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЖУРНАЛИСТИКА

102-114 20
Аннотация
Статья посвящена анализу феномена «путевой прозы» И. А. Гончарова в контексте традиции русского травелога XIX века. Традиционно в процессе анализа текстового материала (путевых записок) выделяются принципы и формы соединения двух основных нарративных стратегий: автора-документалиста, этнографа, историка и автора-писателя, литератора, художника. Предметом данного исследования стали индивидуальные нарративные стратегии чиновника-путешественника. «Фрегат Паллада» И. А. Гончарова определяется как «знаковый» и в эволюции жанра травелога. Выявляются и сопоставляются различающиеся нарративные стратегии автора-путешественника, воспринимающего мир с точки зрения двух сознаний - «скромного чиновника» и «нового аргонавта». Феномен повествования в путевых очерках И. А. Гончарова охарактеризован, с одной стороны, как синкретичный, сочетающий элементы ученого и литературного путешествий, с другой стороны, как индивидуально-авторский, демонстрирующий разрушение всевозможных шаблонов и стереотипов жанровой формы травелога, сложившейся к 50-м годам XIX века. Автор приходит к выводу о том, что в путевой прозе И. А. Гончарова происходит усиление субъективно-личностного начала, что выражается в повествовании в постоянной смене нарративных стратегий и демонстрирует постоянный поиск точки зрения на мир.

07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

116-135 17
Аннотация
В статье дана краткая характеристика положения промысловой кооперации Сибири к началу 1921 года. Анализируются ее организационное строительство и региональные особенности в условиях перевода на рельсы новой экономической политики. Рассматривается деятельность Сибирского областного кустарно-промыслового союза. Ставится вопрос о борьбе за влияние на промкооперацию. Исследуются причины кризиса и развала системы Сибартельсоюза. Автор приходит к выводу об инерции военно-хозяйственных методов руководства кооперированным производством кустарей и ремесленников на протяжении всего рассматриваемого периода. Отмечается, что система непосредственного государственного управления в этой сфере сохранялась вплоть до 1923 года. Показана неспособность Сибартельсоюза возглавить кооперацию, из-за чего продолжался кризис кустарно-промысловой системы. Основными источниками работы послужили материалы из фондов Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива экономики и Государственного архива Новосибирской области, часть которых впервые вводится в научный оборот.
137-148 26
Аннотация
Предметом статьи являются отношения Азербайджанской Демократической Республики (АДР) и Франции в период работы Парижской мирной конференции 1919-1920 годов. Автор раскрывает ключевые события внешней политики АДР (1918-1920), первого в мусульманском мире государства с республиканской формой правления, и Франции, играющей ведущую роль в мироустройстве после Первой мировой войны. Методологическую основу исследования составляет историко-генетический метод, позволяющий проследить причинно-следственные связи и закономерности развития внешней политики АДР и Франции вконтексте вопроса признания независимости АДР на Парижской мирной конференции. Научная новизна исследования заключается в привлечении новых источников, ранее не введенных в научный оборот. Особое место здесь занимают документы главы делегации АДР на Парижской мирной конференции Али Мардан бека Топчибашева, опубликованные в 2016 году в сборнике документов «Парижский архив». Также привлечены выпуски французского внешнеполитического бюллетеня «Correspondance d’Orient» за 1918, 1919, 1920 годы. В российской науке тема практически не раскрыта. В исследовании делается вывод о том, что АДР могла удержать свою независимость лишь благодаря поддержке западных стран, в том числе Франции. Однако категоричная позиция французского правительства по отношению к АДР способствовала быстрому падению новообразовавшейся республики на Востоке.
149-161 17
Аннотация
Рассматривается частный случай махинаций с заготовками продовольствия для армии в годы Первой мировой войны. Сообщается, что осенью 1916 года уполномоченный Министерства земледелия в Западной Сибири А. А. Митаревский командировал своего представителя Новикова на север Енисейской губернии с целью покупки партии туруханской рыбы. Агент заключил сделку с местными оптовиками П. А. и Ф. А. Тонконоговыми и Г. Е. Кучеренко по стоимости, значительно превышавшей среднерыночную. Будучи крупными рыбопромышленниками в Енисейском уезде, Тонконоговы и Кучеренко купили у рыбаков-промысловиков весь улов и продали Новикову по максимальной цене. Ситуация вызвала возмущение местных торговцев, кооперативных организаций и населения. Для обеспечения конкурентных условий на рыбном рынке более мелким предпринимателям, для снабжения горожан рыбой по доступным ценам в дело вмешался енисейский губернатор Я. Г. Гололобов. В результате условия сделки были аннулированы. Автором сделан вывод о том, что попытки реализовать подобные коррупционные схемы наносили материальный ущерб казне, демонстрировали аморальное и криминальное поведение многих торговцев и должностных лиц, вели к росту недовольства населения и общего негативного отношения к институтам власти и бизнеса.
162-173 19
Аннотация
Рассматривается взаимосвязь между развитием государства, административной статистики, научных знаний и организацией переписей населения в европейских странах и России. Прослеживается становление и выделяются основные направления деятельности губернских и областных статистических комитетов. Особое внимание уделяется роли сибирских статистических комитетов в организации городских однодневных и первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года. Приводятся данные об участии в переписях Тобольского и Забайкальского комитетов. Затрагиваются проблемы финансирования, формирования методологической базы и кадрового обеспечения в процессе проведения переписных компаний. Называются учреждения, ответственные за подготовку всероссийской переписи населения 1897 года. Выяснены особенности организации первой всеобщей переписи в Сибири. Отдельно анализируются общие черты в развитии статистических комитетов и научных обществ. Исследуется вклад сибирских отделов Императорского русского географического общества, Общества любителей исследования Алтая в подготовку и проведение переписей населения в Иркутске, Омске и Барнауле. Автор подчеркивает значение переписей населения в деятельности губернских и областных статистических комитетов, научных обществ Сибири во второй половине XIX века.
174-185 14
Аннотация
Статья посвящена сравнительно еще мало разработанной в отечественной историографии теме, в том числе и в региональном аспекте. Целью написания статьи было исследование денежных доходов и расходов полных (нуклеарных) семей колхозников Свердловской области в 1960 году. Исследование проведено на материалах Государственного архива Свердловской области (ГАСО) и текущего архива Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области (ТОФСГССО) с привлечением интернет-источников, а также научной и публицистической литературы. Актуальность темы обусловлена ее значимостью для общественных наук, прежде всего - для истории, социологии и экономики. Научная новизна работы видится в том, что в оборот вводятся новые материалы, обнаруженные автором в фондах указанных архивов. Отмечается, что именно нуклеарные семьи, как наиболее типические и распространенные, в массе своей выбирались органами статистики для вышеупомянутых регулярных ежегодных обследований семейных бюджетов. Утверждается, что, хотя данные семьи и являлись базой («ядром») для статистических обследований, они сами по себе редко становились объектом исследований социологов и историков. Констатируется, что наблюдалась довольно серьезная дифференциация денежных доходов и расходов обследованных полных семей колхозников. Заявляется, что характерной чертой именно нуклеарных семей был их сравнительно молодой возраст по сравнению с другими типами семей колхозников. Доказывается значительная роль личного подсобного хозяйства (ЛПХ) в экономике обследованных семей. Декларируется, что большую часть расходов неполных семей колхозников составляли затраты по приобретению продуктов питания и промышленных товаров. Делается вывод, что даже с учетом существенных доходов от ЛПХ суммарные доходы нуклеарных семей были несколько ниже доходов семей городских рабочих.
186-197 18
Аннотация
Рассматриваются вопросы, связанные с процессом «советизации» традиционной культуры чувашей. Новизна исследования видится в том, что общие для всех народов Советского Союза процессы «советизации» рассмотрены на конкретном материале истории чувашей, собранном в процессе этнографических экспедиций. Привлечены к рассмотрению примеры изменения традиции чувашей под влиянием культурного воздействия со стороны советской власти. В работе показаны пути проникновения советского типа культуры в обрядовую жизнь народа. Авторы обращаются к ойконимам населенных пунктов, антропонимам, устному народному творчеству и объектам материализованной культуры. На этом материале выявлены нововведения в быту этнической группы и направления трансформации воззрений народа. Уделяется внимание советской символике, ставшей частью чувашской культуры. Приводятся определения понятий «советизация», «материализованная культура». Особое внимание уделяется изменению сознания и традиционных воззрений, что наиболее отчетливо прослеживается в обрядовой и праздничной практике чувашей. В работе показано, что многие объекты «советизации» сохраняют свою актуальность, являясь частью повседневности или выступая в качестве музейных экспонатов. Доказано, что инкорпорирование новых норм и образа жизни в традицию чувашей привело к формированию иного типа культуры - советского, элементы которого сохраняются и в современном мире.
198-208 31
Аннотация
Рассматриваются вопросы социальной структуры местного тюркского населения Тюменского уезда. При этом уделяется внимание тому, что разделение местного населения на служилых, ясачных и захребетных татар произошло уже в рамках Московского государства. Представлен анализ опубликованных и вновь выявленных источников. Новизна исследования видится в том, что автор постарался абстрагироваться от существующих концепций формирования сословных групп тюркского населения Тюменского уезда, сосредоточившись на архивных материалах. В сегодняшних условиях, при наличии большого количества литературы, иногда полезно вернуться к анализу первоисточников. В ходе исследования доказано, что группы ясачных, служилых и захребетных татар выделились из состава местных родоплеменных объединений. Группу служилых татар составляли, преимущественно, представители элиты этих объединений. Захребетными татарами называлась привилегированная группа, состоящая из близких родственников служилых татар; из ее состава происходила замена служилых выбывших по возрасту, болезни или смерти. Ясачные татары составляли прослойку податного населения. При этом все три группы не утрачивали связи друг с другом. Это подтверждается также тем, что все эти группы совместно пользовались вотчинным правом на охотничьи, рыболовные и прочие угодья.
209-220 19
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблемы реставрации памятников регионального значения на примере архитектурного комплекса Починковского государственного конного завода. Представлены сведения об этапах формирования ансамбля конезавода. Особое внимание авторы уделяют анализу планировочных и стилистических особенностей производственной и жилой частей комплекса, характеристике инфраструктуры, развитой на его территории. Приведены примеры структурной трансформации отдельных строений, в результате которой изменилось их первоначальное функциональное назначение. Доказано, что архитектурный ансамбль Починковского конного завода играл градоформирующую роль в структуре одноименного населенного пункта. Авторы подчеркивают высокий уровень развития российской архитектурной мысли в XIX веке, при котором даже провинциальные производственные комплексы превращались в монументальные памятники, отличавшиеся функциональной четкостью и правильностью форм в сочетании с художественной выразительностью и нестандартностью архитектурных решений. Новизна исследования обусловлена применением комплексного подхода к воссозданию первоначального облика историко-архитектурного памятника. В статье продолжена разработка научных представлений о роли конезавода в процессе формирования планировочных и стилистических особенностей в структуре населенного пункта Починки.
221-232 24
Аннотация
Анализируются направления деятельности органов власти и государства по социальному обеспечению инвалидов войны в годы Великой Отечественной войны. Авторы отмечают, что многократное увеличение числа инвалидов с началом Великой Отечественной войны привело к изменению в системе социального обеспечения и реабилитации инвалидов. Сообщается, что за эти годы произошло расширение государственной помощи, которая включала в себя, помимо назначения пенсии и пособий, обеспечение продовольственными и промышленными товарами, льготное предоставление жилья, земельных участков, топлива. Подчеркивается, что государство принимает дополнительные меры, направленные на обучение и дальнейшее трудоустройство инвалидов войны. Приводятся сведения о том, что в условиях нормированного распределения военного времени инвалиды войны получают продовольственную помощь. Рассматривается финансовое обеспечение инвалидов войны, снабжение продовольствием и предметами первой необходимости. Поднимается вопрос о структуре органов государственного обеспечения по оказанию помощи инвалидам Великой Отечественной войны. Авторы доказывают, что в целом социальное обеспечение инвалидов в годы войны приобрело системный характер, однако размеры выплат оставались низкими и не компенсировали утраченного заработка, что приводило к необходимости введения натуральных форм поддержки и дополнительных льгот.

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

234-252 37
Аннотация
Статья посвящена анализу информационной среды современного общества, определяющей своеобразие социальной ситуации развития детей XXI века. Показано, что применяемые в медицине информационные технологии играют позитивную роль в адаптации семьи к появлению детей, способствуют формированию психологической готовности родителей к принятию индивидуальных особенностей ребенка еще до его рождения. Подчеркивается неоднозначное влияние информационной среды и коммуникационных технологий на формирование моделей родительского поведения, углубляющее разрыв связи между поколениями, разрушающее преемственность семейных традиций и опыта воспитания детей, снижающее чувство ответственности за безопасность детей. Выделены риски современной социальной ситуации развития ребенка, обусловленные проникновением информационных технологий в повседневную жизнь человека. Приоритетное значение имеет сокращение времени и обеднение содержания непосредственного общения взрослого и ребенка, а также заполнение информационной средой игрового и социального пространства ребенка. Ставится вопрос о влиянии информационных технологий в образовании и новых методических возможностей на познавательное и личностное развитие современного ребенка. Отмечается, что общение в социальных сетях, занимающее доминирующие позиции в социальном взаимодействии подростков, таит в себе опасность слабого развития рефлексивных способностей, формирования искаженной самооценки, возникновения защитных психологических механизмов.
253-266 27
Аннотация
Рассматривается вопрос, связанный с дидактической системой осуществления контроля над формированием иноязычной языковой компетенции студентов на базе мобильных приложений в неязыковом вузе. Целью статьи является описание теоретико-методической модели контроля, используемой при обучении иностранному (английскому) языку студентов уровня «бакалавриат» с целью развития и совершенствования письменно-речевых умений. Актуальность исследования обусловлена внедрением информационных технологий в процесс обучения в вузе, интересом к использованию мобильных приложений в процессе преподавания иностранного языка, недостаточностью разработанных методик контроля знаний студентов посредством новых технологий. В работе представлена авторская разработка модели оценивания письменно-речевых умений студентов при помощи мобильных приложений. Описано три этапа реализации модели согласно разработанным схемам. Раскрывается сущность основных элементов данной модели. Описываются условия, необходимые для успешной интеграции модели в процесс обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе. Приводятся результаты апробации данной модели в учебном процессе. Делается вывод о том, что предлагаемая автором теоретико-методическая модель может способствовать оптимизации системы формирующего контроля, позволяющего эффективно корректировать процесс обучения.
267-278 23
Аннотация
Представлены результаты первого этапа исследования «Управление взаимодействием образовательных организаций и общественных объединений взрослых в пространстве СНГ». Его актуальность обусловлена, с одной стороны, тенденцией активного развития самоорганизации, направленной на удовлетворение растущих запросов современных взрослых на разнообразное по содержанию и формам образование, с другой - осознанной в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (СНГ) общественной необходимостью построения системы непрерывного образования в целом и модернизации сферы образования взрослых, в частности. Взаимодействие рассматривается не как самоцель, а как средство гармонизации отношений личности, общества и государства средствами образования. Автор предлагает методологические основания, обеспечивающие и поддержание системообразующих ценностей культуры, и широкое освоение актуальных для современной жизнедеятельности знаний и умений. Описываются негативные факторы, создающие препоны для построения каждым взрослым индивидуального образовательного пути. Обосновывается вариант преодоления межсекторальной изоляции в сфере образования взрослых на основании учета существующего политико-правового контекста. Научная новизна предлагаемого варианта состоит в сочетании достижений современной экономики образования (в области межсекторального взаимодействия, частно-государственного партнерства) и авторской разработки конструкта «пространство образования взрослых», описывающего современное состояние данной сферы.
279-288 23
Аннотация
Статья посвящена переводам русской классики на латинский язык, выполненным А. Н. Куряшкиным и Ю. А. Стасюком, и возможностям их использования на занятиях по латинскому языку в высших учебных заведениях России. Автор отмечает, что латынь не теряет своего значения и сегодня, оставаясь одним из важнейших учебных предметов для филологов, историков и философов, которым необходима работа с первоисточниками, а также для медиков и ветеринаров, чья профессиональная деятельность невозможна без навыков чтения, перевода и письма клинических и анатомических терминов и рецептов. Переводы классических поэтических произведений М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, К. И. Чуковского, А. Л. Барто и других авторов, безусловно, знакомых студентам со школьной скамьи, а также известных русских песен могут быть использованы педагогом не только как тексты для тренировки устного чтения и перевода, но и как элемент дополнительных и творческих заданий. Кроме того, представляется возможным включение их в число контрольных вопросов к зачету (экзамену), что должно вызывать у обучающихся интерес, мотивацию и сформировать навыки самостоятельного анализа текста.
289-303 20
Аннотация
Рассматривается проблема гармонизации разных взглядов на профориентационную работу, обусловленных разнообразием представлений о жизненном и карьерном успехе, а также - о путях к успеху. Авторы условно назвали явление множественности трактовок содержания данного понятия «профориентационным плюрализмом». Рассматриваются позиции самоопределяющейся личности, психологов-профконсультантов, методологов, ученых-профориентологов, работодателей. Охарактеризованы различия в понимании сущности профориентации всеми названными субъектами взаимодействия. Подчеркивается несовпадение их ожиданий по отношению к профконсультантам. Утверждается, что управленцы предприятий и организаций ведут разную кадровую политику в зависимости от осознания ими значимости человеческого потенциала. Профориентация интерпретируется в контексте культурно-исторического развития общества. Авторы выявляют точки несовпадения разных позиций в понимании профориентации и предлагают обобщенные варианты (пути) гармонизации мнений. Первую группу составляют варианты «внешней» гармонизации, то есть способы согласования мнений между субъектами, так или иначе участвующими в профориентационной работе. Вторую группу образуют варианты «внутренней» гармонизации - между людьми, представляющими одну социальную или профессиональную группу, заинтересованную в решении вопросов профориентации.
304-318 19
Аннотация
Рассматривается проблема выстраивания профессиональной карьеры преподавателя вуза в современной России. Актуальность исследования обусловлена тем, что данная проблематика активно разрабатывается сторонниками личностно-деятельностной теории, которая в настоящее время является основой проектирования учебно-воспитательного процесса в содержательном и методологическом аспектах. Базовое понятие «образование для карьеры» истолковывается авторами как внеситуативный по отношению к полученной специальности объем знаний, прикладных умений, сценариев когнитивной деятельности, нацеленных на достижение высоких результатов в профессии (признания социумом, хорошо оплачиваемых и социально значимых должностей) и получение положительных эмоций от собственного труда. При изучении системы поддержки карьерного роста авторы опираются на концепцию российского профессионального образования, предложенную А. М. Новиковым. Учитываются четыре главных принципа: придание образованию гуманистического характера, его демократизация, а также акцент на непрерывности и опережении. Новизна исследования и его теоретико-практическая значимость заключаются в выделении трех условий карьерного роста преподавателя вуза: интеграции педагогического труда в систему жизненных смыслов и ценностную иерархию личности в качестве их важнейшего компонента; постоянного творческого поиска, обусловленного критическим отношением к своему профессиональному уровню; готовности педагога к осуществлению деятельности инновационного характера.
319-336 26
Аннотация
Рассматривается проблема межпредметности в отечественном школьном образовании - его исторический аспект и актуальность в настоящем. Отмечается усиление тенденций к интеграции учебных предметов в современном образовании в связи с необходимостью решения задач государственной образовательной политики. Это касается, во-первых, требования достижения обучающимися метапредметных результатов образовательной программы; во-вторых, изменения стратегии обучения «готовыми знаниями» на компетентностную модель обучения; в-третьих, снижения уровня «предметоцентризма» в школьных образовательных программах. Рассматриваются понятия «межпредметность», «надпредметность», «метапредметность». Как педагогическая проблема авторами данной статьи рассматривается вопрос о низком уровне владения обучающимися универсальными учебными действиями (обобщать, сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы и т. п.), что показывают международные исследования. С другой стороны, фиксируется низкая готовность большей части учителей работать в межпредметном поле образовательного процесса по причине недостатка эффективного дидактического инструментария и соответствующих времени программных материалов. В качестве вариантов решения указанных проблем авторы статьи предлагают несколько стратегий реализации межпредметного подхода. Новизна идеи заключается в том, что стратегии разработаны в контексте компетентностного подхода.

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ. ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

338-343 16
Аннотация
Представлены итоги «круглого стола», состоявшегося 9 декабря 2017 года в г. Мыски Кемеровской области в рамках VI Международного конкурса «Сибириада». Круглый стол был посвящен актуальным проблемам защиты традиционной культуры, жанров музыкального творчества (песенного, инструментального), а также изготовления на основе современных технологий национальных музыкальных инструментов коренных народов Саяно-Алтайского нагорья и Южной Сибири. Обсуждалась также проблема грантовой поддержки исследований и проектов, направленных на сохранение традиционных культур в национально-культурных центрах, на изучение малоисследованных вопросов истории коренных народов Сибири.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)