Preview

Научный диалог

Расширенный поиск
№ 1 (2017)

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

9-21 534
Аннотация
Рассматривается специфика системно-структурной организации предметно-обиходной лексики в русских народных говорах Самарской области. Используются лексические материалы диалектологических экспедиций, дополняющие поволжский атлас. Актуальность исследования определяется значимостью сведений о своеобразии русских народных говоров на периферийных территориях. Выявлен массив слов, обозначающих наименования реалий сферы домашнего обихода традиционного русского дома, определена типология диалектных соответствий. Исследуются родо-видовые, вариативные и синонимические отношения. Особое внимание уделяется диалектным наименованиям с точки зрения номинационных и деривационных компонентов, организующих тематические группы. Констатируется наличие диалектных вариантов общенародных слов и диалектных лексем, отсутствующих в литературном языке и его разновидностях, многообразие принципов и способов номинации, преобладание слов с прозрачной этимологией. Показано, что большинство диалектных лексем, обозначающих предметы домашнего обихода, являются общерусскими. Установлено, что локально ограниченная лексика имеет типологическое сходство с говорами других территорий обеих полярных диалектных группировок русского языка. Выявлена группа узколокальной лексики, объединяющей самарские говоры с другими говорами Поволжья. Делается вывод о том, что изучение предметно-обиходной лексики расширяет представление о типологии самарских вторичных говоров.
22-34 334
Аннотация
Представлен опыт описания культурного сценария супружеской ссоры как одной из неотъемлемых составляющих семейной жизни. В качестве материала используются пословицы и поговорки досоветского периода. Автор опирается на лингвокультурологическую интерпретацию ссоры как открытого семейного противостояния, получающего вербализацию в паремийном фонде национальной русской культуры - источнике знаний о представлениях народа, в частности - о кодексе семейного поведения. Проанализировано около 300 паремиологических единиц. Выявляются запечатленные в анализируемых языковых единицах фазы ссоры как коммуникативного события. Фиксируются названные в пословицах причины семейного разлада. Перечислены упомянутые в паремиях способы вербального и невербального гендерного поведения. Выводятся представления и ценностные установки супругов в конфликтном взаимодействии. Комментируются истоки гендерного противостояния. Автор утверждает, что мужской «шовинизм» проявляется в стереотипном представлении о женщине, наделяемой такими чертами, как глупость, болтливость, упрямство и др. Утверждается мысль о том, что в национальной семейной аксиосфере лад и разлад как ценность и антиценность занимают важное место, интегрируют и дезинтегрируют членов семейного микроколлектива.
35-45 508
Аннотация
Статья посвящена синтагматике и комбинаторике, составляющим основу комбинаторной лингвистики, или области науки о языке, которая изучает линейные отношения языковых единиц и их комбинаторный потенциал. Синтагматика трактуется как аспект исследования языка, который предполагает изучение правил сочетаемости языковых единиц и их реализацию в речи. Сделан акцент на двух языковых явлениях: (1) валентности, которая проявляется на уровне языка и представляет собой потенциальную сочетаемость языковых единиц, (2) сочетаемости, которая проявляется на уровне речи и представляет собой реализацию валентности. Комбинаторика трактуется как составление сочетаний слов, подчиненных определенным коммуникативным задачам при данных условиях их реализации. Автор доказывает, что в рамках комбинаторной лингвистики синтагматика предполагает выстраивание единиц языка в линейную последовательность по правилам их комбинаторики. Комментируются ограничения: (1) в решении коммуникативной задачи (заданности смысла), (2) в условиях реализации данной задачи, (3) в выборе конкретного набора единиц языка, которые выражают заданный смысл. Автор приходит к выводу о том, что синтагматика и комбинаторика в равной степени определяют сочетаемость языковых единиц и находятся по отношению друг к другу в эквиполентной оппозиции.
46-59 320
Аннотация
Представлены результаты сопоставительного анализа способов репрезентации сферы субъекта текста в документах одного жанра. Материалом исследования являются войсковые грамоты середины и конца XVIII века, которые хранятся в Фонде «Михайловский станичный атаман» Государственного архива Волгоградской области. Установлены сходства и различия в выражении субъекта текста в грамотах разных временных срезов. Показано, что сходство проявляется в назывании «коллективного» субъекта посредством лексических единиц, обозначающих должностное лицо и указывающих его имя и статус, совокупность лиц и их статус, в использовании языковых средств, формирующих императивную тональность документа. Утверждается, что различия связаны с использованием перформативов и глагольных форм прошедшего времени, обозначающих юридически значимые действия субъекта текста, личных и притяжательных местоимений, лексических единиц, называющих учреждение, выполняющее определенные управленческие функции, топонима, локализующего субъект текста. Выявлено, что изменения в составе и употребительности языковых средств, эксплицирующих субъект войсковой грамоты, отражают разнонаправленные тенденции - к индивидуализации субъекта и к объективности документного текста, которые обусловлены развитием административного управления в структуре Области Войска Донского и формированием новой функциональной парадигмы русского языка.

10.01.00 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

61-73 367
Аннотация
Представлены результаты сопоставительного анализа двух романов - американского писателя С. Льюиса («Эроусмит») и американской писательницы русского происхождения Айн Рэнд («Алтант расправил плечи»). Сравниваются представленные в произведениях образы ученых, отношение авторов к проблемам науки и денег, науки и власти, науки и разума, научно-технического прогресса. Новизна исследования состоит в том, что данные романы никогда прежде не сопоставлялись. Актуальность работы обусловлена важностью анализа разных мировоззренческих представлений Льюиса и Рэнд о социализме и капитализме, нашедших соприкосновение в критике современной им политической системы первой половины ХХ века. В ходе исследования автор статьи отмечает, что в обоих романах по-разному показано, какое положение занимает наука в капиталистическом обществе, через взаимоотношения ученых и представителей власти, при этом Льюис ставит потребителя выше создателя, а Рэнд делает создателя центром мироздания, возвышающимся над толпой потребителей. Утверждается, что оценка писателями роли создателей и потребителей в развитии общества может быть спроецирована на их отношение к идеологии социализма и капитализма. При этом оба автора предупреждают о пагубности потребительского отношения к науке в современной им политической системе.
74-83 337
Аннотация
Статья посвящена исследованию специфики тем и идей в парижской публицистике И. Д. Сургучева 1940-1945 годов. Материалом исследования послужили его дневниковые записи и публикации в газетах того времени, вошедшие в сборник «Парижский дневник (1940-1945)» (2015), подготовленный к изданию известным сургучевоведом А. А. Фокиным. Уделяется внимание сургучевской характеристике времени. Указывается, что автор констатирует трагичность происходящего, не давая негативных оценок оккупантам. Показано, что в данный период публицистика Сургучева концентрируется вокруг базовых константных категорий бытия - «вечность», «культура», «жизнь», «смерть», «счастье». Утверждается, что Сургучев выражает свою безграничную веру в силу и возможности культуры. Указывается, что публицист, создавая картину всеобщего обнищания, разрухи и падения нравственности в условиях военного времени, последовательно проводит мысль о губительности разобщенности общества и отсутствия патриотизма. Сообщается, что Сургучев оценивал республику как неэффективную форму государственного правления. Особое внимание уделяется теме России. Отмечается, что вторжение Германии в Россию осознавалось Сургучевым как начало освобождения страны от большевизма, как возможность возвращения русской эмиграции домой.
84-96 433
Аннотация
Рассматриваются вопросы, связанные с типизацией и анализом электронных программных алгоритмов и онлайн-сервисов, предназначенных для генерирования электронных поэтических текстов. Особое внимание уделяется описанию алгоритмических принципов генерирования поэтических текстов, основанных на строфической организации, стихотворном размере, алгоритмическом синтаксисе и матрице фраз. Новизна исследования видится в попытке осмысления программных алгоритмов для генерации художественного текста не только как метода создания произведения, но и в качестве самостоятельного художественного высказывания, где код рассматривается как означающее, не нуждающееся в вербальном сопровождении. Актуальность исследования обусловлена попыткой осмысления и анализа генеративных поэтических текстов разных типов (алгоритмических, кодовых, твиттер-ботов). В статье выполнен обзор современных онлайн-генераторов и генеративных поэтических текстов, представленный работами «POEM.EXE» Л. Куки, «Frequency» С. Реттберга и «Code Movie 1» Ж. Бэйджильмэн и Х. Стейн. Предлагается классификация онлайн-генераторов поэтических текстов, которые можно разделить на сервисы для генерирования электронных поэтических текстов на основе лексического материала, введенного пользователем или автором генератора, а также сервисы на основе матрицы фраз.
97-104 353
Аннотация
В статье затрагивается актуальная и оригинальная тема выявления специфики национального характера через описание пейзажного пространства в художественном произведении. Такое стремление к постижению национального менталитета и его составляющих (национального характера, идеи, идентичности) автор работы находит в творческом наследии французской писательницы XIX века. Выделенные в статье наблюдения особенно актуальны сегодня, когда к сравнительному изучению народов обращаются специалисты, исследующие межкультурные коммуникации во всех областях деятельности человека. Новизной обладают замечания автора статьи о самых ранних во французском романтизме урбанистических мотивах у Ж. де Сталь и их взаимосвязях с природными образами - пейзажами. На примере романа «Коринна, или Италия» автор статьи показывает, что гармоничность личности героев Ж. де Сталь проявляется прежде всего в близости к природе. Отмечается, что герои романа находят истинное удовольствие в созерцании пейзажа, поэтому для писательницы важно показать не столько красоту природы, сколько любовь героев к природе. Аналитические наблюдения над текстом романа Ж. де Сталь дают основания для уточненного истолкования известной теории писательницы о «северной» и «южной» традициях в литературе Европы.
105-116 390
Аннотация
Рассматриваются анималистические образы в прозе австрийского писателя, лауреата Нобелевской премии Элиаса Канетти (1905-1994) и русского писателя А. П. Платонова (1899-1951). Привлечены к сопоставительному анализу прозаические произведения Канетти и Платонова, относящиеся к различным жанрам (заметки, роман, рассказ, эссе). Авторы статьи используют термин анималистический контекст , поскольку в творчестве Канетти и Платонова присутствуют различные типы репрезентации отношения «человек - животное», различные манифестации анимализма - от мифологических образов животных до «смешения живых существ», когда границы между человеком и животным стерты, что позволяет сделать вывод об особом антропоморфном и зооморфном восприятии животных, характерном для обоих авторов Поднимается вопрос о специфике функционирования анималистических образов, включенных в «анималистический контекст» Канетти и Платонова. Особое внимание при описании анималистических образов уделяется характеристике прогрессивных и регрессивных метаморфоз, происходящих с человеком и животным. Доказано, что исследование творчества Канетти и Платонова с учетом «анималистического контекста» представляется актуальным для выявления общих закономерностей развития европейской литературы и культуры первой трети ХХ века.

07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

118-130 344
Аннотация
Рассматривается проблема идеологической легитимации княжеской власти и властных отношений в традиционном кабардинском обществе. Идеологическая составляющая трактуется в качестве необходимого условия политогенеза и последующего функционирования системы власти в исторической Кабарде XVI-XVIII веков. Важность обращения к данной проблематике связана со значительным потенциалом антропологически ориентированного изучения истории властного компонента. Формирование новых подходов к исследованию глубинных политических процессов и презентации истории власти актуализировало разработку вопросов об особенностях и условиях политогенеза в традиционном кабардинском обществе. Исследование идеологического обоснования властных отношений является прологом к углубленному, всеохватному исследованию политической культуры исторической Кабарды. В работе поднимется вопрос об обусловленности отношений господства и подчинения и принципа взаимности между управителями и управляемыми соответствующей культурно-идеологической матрицей, определявшей в свою очередь особые очертания системы власти традиционного кабардинского общества и базовые принципы организации власти, актуальные для данной системы. Анализируются составляющие легитимации власти и упорядочения властных отношений. В качестве культурно-идеологической системы обоснования властных отношений рассматривается совокупность легенд, генеалогических преданий, представлений о распределении общественных функций, этикетных, морально-правовых и воспитательных установок и, с определенного времени, религиозных аспектов.
131-143 396
Аннотация
Данная работа стала продолжением исследований, посвященных обрядовым практикам русского и украинского населения на юге Западной Сибири. Уделяется внимание ритуалу передачи живой курицы через гроб в ходе погребального обряда. Сообщается, что высказанное ранее предположение о севернорусском происхождении ритуала подтверждается архивными источниками о появлении русских первопоселенцев в ряде сел Новосибирской области. Подчеркивается, что среди выходцев с Русского Севера были старообрядцы. Показано, что в ходе освоения русскими Барабинской и Кулундинской степей на юге Западной Сибири сформировался обширный ареал сел и деревень, объединенных родственными брачными связями и общими культурными традициями. Авторы доказывают, что включенные в этот ареал более поздние (начала ХХ века) украинские (преимущественно полтавские) и южнорусские переселенцы восприняли ритуал с курицей, обогатив им собственные традиции. Отмечается, что в других (многочисленных) селениях сибирских украинцев за пределами данного ареала подобный обряд не был зафиксирован. Утверждается, что этот факт является еще одним аргументом в пользу предположения о севернорусском происхождении похоронного ритуала с курицей.
144-156 323
Аннотация
Рассматриваются особенности организации и проведения выборов в парламент Приамурского государственного образования - Приамурского Народного собрания. На основе архивных данных и материалов периодической печати Владивостока автор описал процесс выборов в высший представительный орган власти Приморья. В статье основное внимание уделяется процедуре выборов в городах и сельской местности Приморской области, находящихся под контролем правительства С. Д. Меркулова. Актуальность исследования обусловлена падением интереса населения России к избирательным кампаниям в Государственную думу РФ и в региональные парламенты. Показано, что выборы в парламент Приамурского государственного образования проходили на подконтрольной правительству территории (южное Приморье, Петропавловск) и в полосе отчуждения Китайско-Восточной железной дороги. Голосование без существенных затруднений состоялось в городах Владивостоке и Никольск-Уссурийском, а также в южных сельских районах Приморской области. Сделан вывод, что основными проблемами проведения выборов в Приамурское Народное собрание стали абсентеизм населения Приморья вследствие недовольства совершившимся переворотом, а также действия партизан, мешавших голосованию в сельской местности. Сообщается, что победу в выборах одержали проправительственные кандидаты, однако более трети мест в парламенте заняли оппозиционно настроенные парламентарии.
157-171 335
Аннотация
Исследование посвящено очень важной и с историографической, и с методологической точек зрения проблеме, так как достоверность источниковой базы и научной литературы всегда являлась и является краеугольным вопросом в ходе исторических исследований любого масштаба. Актуальность темы обусловлена ее высокой значимостью для общественных наук, прежде всего для экономики, истории и политологии. Утверждается, что материалы статистических обследований семейных бюджетов населения представляют собой уникальный источник информации. Констатируется, что данные бюджетных обследований беспристрастно свидетельствуют об истинном уровне доходов, расходов и потребления населения страны, давая ученым возможность реконструировать объективную картину нашего прошлого, свободную от идеологической зашоренности и пропагандистских штампов. Доказывается, что отдельные погрешности и неточности, встречающиеся в материалах бюджетных обследований, никоим образом не могут повлиять на весьма положительную оценку их достоверности. Подчеркивается, что данные материалы уже изначально не предназначались для широкой огласки и обсуждения, что делает маловероятной их преднамеренную и глубокую фальсификацию как систематическое явление. Научная новизна работы состоит в том, что в ней систематизирован, обобщен и представлен эксклюзивный материал, относящийся к бюджетным исследованиям на примере Свердловской области.
172-182 489
Аннотация
Рассматривается опыт применения культурной политики в контексте современной региональной политики Европейского Союза (ЕС). Особое внимание уделяется реализации данного направления в странах Пиренейского полуострова: Испании и Португалии. Актуальность исследования обусловлена важностью культурного сотрудничества на данном этапе развития Европы, которое в настоящее время включает не только непосредственную кооперацию специалистов и увеличение доступа к культурному и историческому наследию, но и инновационную сферу, одну из приоритетных в деятельности ЕС на этом направлении. Рассматривается опыт реализации региональных программ сотрудничества ЕС в сфере культуры в странах Пиренейского полуострова, освящается прогресс и эффективность реализации культурных проектов в Испании и Португалии. В частности, авторы останавливаются на программах «Ариан», «Калейдоскоп», «Рафаэль», «Культура 2000», «Культура 2007-2013», «Европейская культурная столица» и других проектах, представляющих особый интерес для изучения культурной политики ЕС в Южной Европе. Выполнен обзор официальных материалов ЕС: договоры, стратегические и рамочные программы и т. д., а также работ европейских и отечественных исследователей. Делается вывод, что в настоящее время культура является неотъемлемой частью региональной политики ЕС и представляет собой мощный инструмент для социально-экономического развития территорий, в частности, регионов Испании и Португалии.
183-203 362
Аннотация
Рассматриваются вопросы определения тюркских ясачных волостей в составе Верхотурского уезда XVII века. До настоящего времени доминирует точка зрения, что почти все волости этого уезда XVII века были населены вогулами (манси), хотя это мнение расходится как с материалами документов того времени, так и с более поздним данными. Уделяется внимание вопросам интерпретации терминологии документов XVII века: понятия «башкиры», «вогулы», «татары» обычно использовались в документах XVII века как обозначения этносословных групп. Представлены результаты сопоставительного анализа документов XVII и XVIII веков, которые позволяют уверенно соотнести ясачные волости юга Верхотурского уезда XVII века с башкирскими волостями XVIII века. Новизна исследования состоит в том, что впервые выделены тюркские волости в составе Верхотурского уезда. Авторы прежних работ идентифицировали как тюрков только жителей Терсякской волости, относя жителей прочих ясачных волостей юга Верхотурского уезда к «вогулам», даже если документы постоянно указывали на то, что они «татары», то есть тюрки. Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к этнической и социальной истории и необходимости переосмысления многих процессов XVII - начала XX веков с позиций конструктивизма. Автор останавливается на теме ясачного населения тюркских волостей Верхотурского уезда, якобы ушедшего в другие уезды в конце XVI-XVII вв. Доказано, что в действительности значительная часть населения этих волостей никуда не уходила. Ясачные люди просто прекращали платить ясак на Верхотурье и начинали платить его по Уфимскому уезду. При этом они оставались на прежних территориях. Поскольку они больше не были податным населением Верхотурского уезда, то в местных ясачных книгах больше не учитывались. Таким образом они «исчезали» из документации Верхотурского уезда, что и дало основания ряду авторов полагать, что они покинули свои земли и переселились в другие уезды.
204-214 383
Аннотация
В статье на примере погребальной речи, произнесенной на похоронах участника Смутного времени, польского магната и родственника Марины Мнишек, Андрея Стадницкого, а также некоторых других польских источников рассматривается морально-нравственное отношение в дворянской среде Речи Посполитой к феномену российского самозванства. Установлено, что в польско-литовском государстве в начале XVII века весьма популярной была идея «социального лифта», провозглашаемая античными авторами Платоном и Сенекой, поэтому приход к власти правителя «из низов» общества не являлся, с их точки зрения, неприемлемым и предосудительным. Отмечается, что особенно популярными «наставниками нравственности» польского дворянства были не священные христианские тексты, а «Нравственные письма» Сенеки к Луциллию, согласно которым знатность происхождения - ничто перед мудростью и благородством духа, а следовательно, обладающий такими качествами раб достоин стать правителем. Обнаружено сходство между философскими установками, обозначенными в погребальной речи, и мировоззренческими позициями Дмитрия Самозванца. Автор приходит к выводу, что в рамках морали и этики, господствовавших в то время в Речи Посполитой, поддержка самозванчества не подвергалась особенно интенсивному осуждению.
215-225 433
Аннотация
В статье в качестве исторического источника рассматривается польская поэзия первых двух десятилетий XVII века. Акцентируется внимание на произведениях Адама Владиславского, краковского ремесленника, представителя так называемой «мещанской поэзии», в которых в той или иной мере нашли отражение события Смутного времени в России. Подробному анализу подвергнуто произведение «Плач (или Ламентация) царицы московской». Перевод стихотворения на русский язык выполнен автором статьи. Отмечается, что стихотворение носит не столько элегийный, сколько политический характер: оно написано от имени Марины Мнишек и содержит призыв к соотечественникам - отомстить за нанесенные ей обиды. Дается характеристика такой поэзии как средства влияния на общественное мнение, как рупора пропаганды тех или иных политических кругов Речи Посполитой того времени. Делается вывод о том, что автор проанализированных произведений не являлся сторонником какой-либо определенной политической платформы, а его точка зрения, выражаемая в поэзии, зависела от быстро меняющейся конъюнктуры, которая в свою очередь находилась в тесной взаимосвязи с патронатом тех лиц, по чьему заказу в тот или иной момент создавались стихи.

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

227-243 572
Аннотация
Представлены результаты анализа роли активных и интерактивных методов педагогического взаимодействия в системах дистанционного обучения. Актуальность исследования обусловлена необходимостью проектирования содержания образовательных программ профессиональной подготовки с использованием дистанционных образовательных технологий в контексте деятельностной парадигмы образования, ориентированной на повышение его эффективности и качества. Авторами выявлены педагогические условия систем дистанционного обучения для реализации активных и интерактивных методов обучения. Охарактеризованы роли участников дистанционного обучения с точки зрения активного типа педагогического взаимодействия. Рассмотрена сущность наиболее распространенных активных и интерактивных методов педагогического взаимодействия, определены их достоинства и недостатки. Обоснована необходимость комплексного выбора активных и интерактивных методов педагогического взаимодействия для осуществления результативной полилогичной взаимосвязи на расстоянии обучающихся с педагогами и друг с другом. Доказано, что эффективная модель дистанционного обучения предусматривает активную позицию всех участников педагогического взаимодействия, так как в противном случае дистанционное обучение приобретает форму традиционной модели заочного обучения и самостоятельного изучения материала, при этом студент становится автономной и изолированной фигурой образовательного процесса. В связи с этим требуется специальная подготовка педагогов к реализации активных и интерактивных методов в системе дистанционного обучения через курсы повышения квалификации.
244-253 350
Аннотация
Статья посвящена вопросам опережающего характера образования в интересах устойчивого развития. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования стратегии образования для устойчивого развития в российской высшей школе. Выполнен обзор важнейших международных документов (Стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития, Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития, Инчхонской декларации «Образование-2030», Программы устойчивого развития на период до 2030 года и др.), что позволило конкретизировать принципы образования в интересах устойчивого развития. Особое внимание уделяется принципу опережающего обучения в условиях организации математической подготовки в экономическом университете. В качестве средства реализации принципа опережающего обучения математике предложено использовать метод математического моделирования как перспективное направление исследования и решения проблем в экономической сфере деятельности в интересах устойчивого развития. Автором отмечена значимость владения способностью построения и использования математических моделей для описания и прогнозирования реальных процессов, что, в свою очередь, демонстрирует возможность формирования преобразующего интеллекта как готовности к комплексному использованию интуиции, логического мышления и количественных оценок с целью развития способностей творческого решения жизненных и профессиональных проблем в условиях многовариантности и неопределенности.
254-265 344
Аннотация
Статья посвящена проблеме воспитания валеологической культуры в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в школе. Отмечается важность формирования навыков, направленных на развитие здорового образа жизни, в процессе реализации межпредметных связей на примере изучения школьного курса физики. Показано, что при объяснении учащимся закономерностей физической природы явлений и процессов наиболее целесообразным является использование конкретных примеров, в том числе связанных с областью валеологии, которые не только расширяют общий кругозор школьников, но и влияют на развитие их культуры здоровьесбережения. В статье уделяется внимание педагогическим приемам, позволяющим учителю развивать индивидуальные способности учеников и создавать атмосферу успеха для каждого учащегося как на уроках, так и во внеурочное время при самостоятельной подготовке к занятиям. Описываются разные формы работы, которые могут выполнять учащиеся, реализуя межпредметные связи валеологии и физики: самостоятельное составление задач по физике с использованием валеологического материала, написание рефератов, составление презентаций, подготовка докладов, изготовление наглядных пособий и т. д. Делается вывод о том, что такая работа позволяет учащемуся не только накапливать знания о здоровьесбережении, но и применять их на практике.
266-279 627
Аннотация
Рассматривается вопрос о совершенствовании качества образования посредством разработки индивидуальных образовательных траекторий. Актуальность затронутой темы обусловлена необходимостью прогнозировать развитие личности в изменяющемся профессионально-образовательном пространстве. Приводятся определения понятия «индивидуальная образовательная траектория» в контексте системы непрерывного образования и образовательной среды вуза. Уделяется внимание необходимости сообразовать цели, задачи, содержание, формы и методы непрерывного образования с потребностью осознанного самоосуществления личности в проектировании и реализации собственной траектории в динамичных, асимметричных, открытых, неопределенных условиях социально-профессиональной жизни. Утверждается, что формы смыслопорождения и навыки проектирования и прогноза себя в профессиональном будущем могут закладываться через сопровождающую, навигационную деятельность, соответствующую потребностям и содержанию стадий профессионального становления. Соотносятся стадии профессионального становления, событийные формы непрерывного образования и основные психологические новообразования, возникающие в процессе профессионализации. Анализируются условия и предикторы построения индивидуальных образовательных траекторий. Делается вывод о том, что профессиональное образование должно стать человекомерной системой, критерием эффективности которой должна стать не актуальная экономическая целесообразность, а способность формировать индивидуальность и готовность к самореализации в сложном, динамичном мире профессий.
280-291 533
Аннотация
Рассматривается проблема патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений в воспитательной системе школы. Актуальность исследования обусловлена тем, что события конца XX - начала XXI века привели к утрате ценнейших наработок в этой области, в связи с чем в образовательных учреждениях создаются различные программы патриотического воспитания детей и молодежи. Показано, что несмотря на все усилия, которые прилагает школа, уровень патриотического воспитания у обучающихся остается на низком уровне, особенно это касается мотивационного и поведенческого компонентов патриотической воспитанности. Указывается, что школа в основном организует просветительскую деятельность, что отражается на преобладании в патриотической воспитанности детей когнитивно-интеллектуального компонента. Доказывается, что формирование мотивационно-потребностного и поведенческо-волевого компонентов патриотизма эффективно реализуется в системе дополнительного образования. Описан эксперимент по применению ряда методик формирования патриотизма у младших школьников на занятиях в клубе по месту жительства. Отмечается, что работа по патриотическому воспитанию в клубе предполагает возможность разработки и применения различных методик, направленных на развитие у детей патриотического отношения не только к России вообще, но и к своей малой родине, а также к семье, школе, природе и т. д.
292-306 333
Аннотация
Отмечается, что в 2016 году в России зафиксировано рекордное за последние несколько лет количество учащихся, желающих сдавать информатику в формате единого государственного экзамена (ЕГЭ). Подчеркивается, что при этом средний балл сдачи экзамена по этому предмету «падает» из года в год. С целью выявления условий решения данной проблемы авторы статьи рассматривают вопрос организации комплексного сопровождения учащихся 11-х классов при подготовке к итоговой аттестации (на примере предмета «Информатика и ИКТ»). Разработан механизм решения проблемы обеспечения психолого-педагогической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ по информатике через формирование у старшеклассников предметной, процессуальной и психологической готовности к сдаче экзамена. Экспериментальным путем выявлены основные причины неуспеха учащихся на ЕГЭ: большая часть выпускников (72 %) имеет повышенный и высокий уровни тревожности, преимущественно связанной со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих, а также c потребностью в достижении успеха. Установлено, что у отдельных учащихся наблюдается низкий уровень физиологической сопротивляемости стрессу. Авторы статьи видят решение проблемы в разработке программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников на этапе подготовки к итоговой аттестации.
307-317 338
Аннотация
Рассматривается проблема развития самостоятельности студентов вузов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки специалистов, умеющих критически оценивать собственные достоинства и недостатки с целью самосовершенствования и профессионального развития, что особенно необходимо будущим переводчикам и преподавателям иностранного языка. Представленный обзор научных источников позволяет сделать вывод о том, что самостоятельность в учении проявляется при условии понимания цели и контролируемости процесса учения. Выполнение этих условий особенно важно при формировании навыков письменной речи на иностранном языке, так как письмо является одним сложно формируемых видов речевой деятельности не только по причине недостатка знаний грамматики и лексики, но в силу различия традиций в организации текста на русском и иностранном языках. Представленная авторская методика поэтапного оценивания письменных работ, включая взаимное и самостоятельное оценивание, нацелена на формирование у обучающихся умения определять достоинства и недостатки самостоятельно выполненных заданий, а также проводить работу над ошибками. Полученные в результате экспериментальной проверки данные позволяют сделать вывод о том, что данная методика способствует развитию самостоятельности студентов в учении.
318-327 328
Аннотация
Представлен теоретический обзор исследований, посвященных понятию «рефлексия» в различных научных и практических контекстах: в профессиональной деятельности, социальной психологии, групповой работе педагога, психолога или тренера. Уделяется внимание эмпирическому исследованию возможностей актуализации рефлексии у студентов педагогического вуза посредством освоения специального учебного модуля «Интернет-проектирование». Автор детально описывает каждый этап интернет-проектирования, организованного в 2015-2016 и 2016-2017 учебных годах во ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (ориентировочный, деятельностный и оценочно-рефлексивный). Анализируются периодичность и особенности осуществления рефлексии студентами, выполняющими проекты в сети Интернет. Отмечается, что в процессе реализации студентами интернет-проектов задействуются разные виды рефлексии: ситуативная, перспективная и ретроспективная. Кроме того, автор обращает внимание на значимость позиции преподавателя, организующего интернет-проектирование, характера его общения и стиля сопровождения деятельности студентов. Результаты формирующего эксперимента, проведенного в рамках описываемого в статье исследования с использованием методики определения уровня рефлексивности А. В. Карпова на констатирующем и контрольном этапах работы, позволяют говорить об эффективности интернет-проектирования для актуализации рефлексии у студентов, обучающихся по специальностям «Педагогика» и «Психология».
328-341 356
Аннотация
Рассматривается вопрос о развитии толерантности у учащихся основной школы в контексте отечественного инклюзивного образования. Особое внимание уделяется созданию толерантных отношений между одноклассниками. Актуальность выбранной темы обусловлена реализацией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающего использование инклюзивных («включающих») методов и технологий в процессе обучения и воспитания. Представлены и проанализированы способы развития толерантности, приведённые в шести диссертациях на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Все работы посвящены развитию общей или этнокультурной толерантности. Показано, что ни в одной из них не изучается отношение к подросткам с ограниченными возможностями здоровья, что представляется авторам неожиданным в контексте инклюзивного образования. Кроме того, ни в одной из рассматриваемых диссертаций не уделяется внимания всем классам, входящим в понятие «основная школа» (с 5-го по 9-й). Отмечается, что большинство исследователей предлагают развивать терпимость подростков с помощью проблемных дискуссий. Авторы останавливаются на позиции, что формирование основ толерантности должно происходить в начальной школе, а в 5-9-х классах следует уже заниматься развитием данного качества. Новизна исследования заключается в идее, суть которой состоит в дополнении образовательных стандартов, разрабатываемых для будущих учителей и педагогов-психологов, новой дисциплиной: «Актёрское мастерство в педагогической практике».

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ. ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

343-346 312
Аннотация
Сообщается о цикле мероприятий научно-исследовательского характера «Лаборатория смыслов», организованных в октябре - декабре 2016 года на филологическом факультете Самарского государственного социально-педагогического университета. Характеризуются содержание и цель «Лаборатории смыслов» - обучение анализу художественного текста в литературоведческом, филологическом и лингвометодическом аспектах с учетом достижений различных методологий и научных школ. Описана конструктивная результативность данного цикла мероприятий, проведенных преподавателями вуза с бакалаврами и магистрантами.
347-349 302
Аннотация
Представлены итоги заседания междисциплинарного научного дискуссионного клуба в Психологическом институте Российской академии образования (Москва). Сообщатся, что на заседании обсуждалась проблема современного состояния языка как феномена культуры и межкультурной коммуникации. Освещаются основные вопросы, которые обсуждались в рамках научного заседания.
350-351 297
Аннотация
Представлен анонс научного мероприятия. 15 февраля 2017 года Психологический институт Российской академии образования организует IX заседание междисциплинарного научного дискуссионного клуба «Традиции vs новации: возможность необходимого - необходимость возможного».


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)